Адмирал Сергей Горшков: Морская мощь государства
Среди многих факторов, оказывающих влияние на развитие человеческого общества, марксизм рассматривает и географическую среду, важнейшим элементом которой является Мировой океан. Он занимает почти три четверти поверхности нашей планеты и обладает колоссальными биологическими, энергетическими и минеральными ресурсами.
В результате многовекового использования Мирового океана человеком возникли транспортные и промысловые флоты, которые обусловили расширение торговли и создание многочисленных баз и портов. С развитием науки об океанах все многочисленней становится исследовательский флот.
Приморское положение многих стран способствовало появлению в них специфических отраслей промышленности, благоприятно, влиявших на экономическое развитие этих стран. Вместе с тем моря и океаны с давних пор являлись специфической ареной соперничества, вооруженной борьбы, что повлекло за собой создание особых систем вооружения и родов сил, объединяемых понятием «военно-морской флот».
Есть основание считать, что совокупность средств освоения Мирового океана и средств защиты государственных интересов при рациональном их сочетании представляет собой морскую мощь государства, которая определяет способность той или иной страны использовать военно-экономические возможности океана в своих целях.
Морскую мощь государства правомерно рассматривать как систему, для которой характерно не только наличие связей между ее компонентами (военный, транспортный, промысловый, научно-исследовательский флоты и т. д.), но и неразрывное единство со средой - океаном, во взаимоотношениях с которым система выражает свою целостность.
Значение отдельных компонентов, составляющих морскую мощь, не является постоянным. Оно определяется конкретными историческими условиями, однако доминирующее значение военного флота остается всегда.
В силу этого рассмотрение военного аспекта морской мощи представляется весьма важным, учитывая то значение, которое придается военным флотам крупнейшими империалистическими государствами.
В настоящее время, в эпоху грандиозных научных открытий и использования их для военных нужд, технические возможности ведения боевых действий в океанской среде значительно возросли.
Как в подготовке международным монополистическим капиталом мировой войны, так и в локальных войнах, ставших в последнюю четверть века неотъемлемой частью политики империалистических государств, важная роль отводится военно-морским флотам, выдвинувшимся в первые ряды современных многообразных боевых средств. Например, руководители Пентагона считают военно-морские силы США важнейшей частью стратегических ядерных сил, способных наносить в короткие сроки удары огромной мощи по наземным объектам, расположенным на значительном удалении от берегов, и этим решительно влиять на обстановку на любых театрах военных действий. Вместе с тем, концентрируя ядерные вооружения в сфере действий флота, они рассчитывают отвести ядерные удары от своей территории.
Руководствуясь такими взглядами на роль военно-морских сил в мировой войне, лагерь империализма в качестве основной концепции своей военной доктрины использует океанскую стратегию. Эта стратегия исходит из того, что практически все наземные объекты доступны для ударов с океанских направлений, а сами океанские ядерные системы являются наиболее мобильными и благодаря способности использовать большую толщу воды для защиты и огромные пространства океанов для маскировки трудноуязвимыми. Поэтому уже теперь обширные районы Мирового океана превращены империалистами в стартовые позиции высокоподвижных, скрытно действующих, постоянно боеготовых носителей дальнобойных стратегических стартующих из-под воды ракет.
Общеизвестно, что ракеты ядерной системы флота США нацелены на нашу страну с различных направлений. Кроме того, у морских границ Советского государства созданы многочисленные военно-морские и военно-воздушные базы США и агрессивных антисоветских блоков- НАТО, СЕНТО и других, используя которые страны - участницы этих блоков имеют возможность располагать свои авианосные силы и авиацию берегового базирования в удалениях, откуда вполне досягаемы важные объекты на территории Советского Союза и стран социалистического содружества.
Все это создает постоянную угрозу для безопасности нашей страны и в случае развязывания империалистами войны предопределяет условия, коренным образом отличные от условий, сложившихся в период Великой Отечественной войны. Минувшая война была войной континентальной. Борьба на морских и океанских театрах была борьбой на второстепенных направлениях, влияние ее на ход войны в целом хотя и было существенным, но не решающим. Теперь же нам угрожает коалиция морских держав, которые наряду с сухопутными армиями, авиацией и ракетными войсками располагают мощными современными военно-морскими силами.
Роль борьбы на океанских направлениях в общих усилиях вооруженных сил намного возросла, и в определенных условиях эти направления могут стать главными. Ныне флот своими ударами с моря способен изменить ход и исход вооруженной борьбы даже на континентальных театрах военных действий.
Оснащение флотов ракетно-ядерным оружием внесло много нового в тактику и оперативное искусство, заставило менять конструкции кораблей и создавать новые виды техники и вооружения.
Наряду с одной из важнейших и самой всеобъемлющей задачей флота - уничтожением кораблей противника - появилась качественно новая задача - сокрушение военно-экономического потенциала противника путем прямого воздействия на его жизненно важные центры с моря. Военные действия на море, так же как и на суше, подчиняются общим, постоянно действующим законам, они не могут вестись изолированно от целей той политики, продолжением которой явилась война. В. И. Ленин указывал, что «политика это разум, война же только орудие, а не наоборот. Следовательно, остается только подчинить военную точку зрения политической»*1, Поэтому и в современных условиях небезынтересно проследить в историческом аспекте диалектическую связь между развитием военно-морских сил и целями той политики государств, обслуживать которую они предназначены.
*1. Ленинский сборник XII, изд. 2, 1931, с. 437.
Единственным средством ведения вооруженной борьбы всегда были армия и флот, которые и в мирное время продолжали служить инструментом или орудием политики государств. Многие примеры из истории свидетельствуют о том, что как при феодализме, так и при капитализме проблемы внешней политики всегда решались на основе военного могущества «договаривающихся» сторон, что потенциальная военная мощь того или иного государства, созданная сообразно его экономическим возможностям и с учетом политической ориентации, часто позволяла ему осуществлять выгодную плитику в ущерб другим государствам, не обладающим соответствующей военной мощью.
Развитие вооруженных сил самым непосредственным образом связано с историей общественно-экономических формаций с присущими им способами материального производства. Расцвет или упадок их определялся процессом становления или разложения той или иной формации. В периоды смены одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной, значительно ускорялся прогресс и в военной области.
Революционизирующее влияние на развитие вооруженных сил и искусство их использования всегда оказывали технические открытия. В этом выражается закономерность воздействия экономического развития общества, роста его производительных сил на военную область.
В. И. Ленин по этому поводу писал: «Военная тактика зависит от уровня военной техники...» (Лeнин В. И. Полн. собр. соч., т. 13, с. 374).
Не прибегая к детальному рассмотрению изменений структуры вооруженных сил государств в историческом плане, отметим лишь то, что все без исключения приморские страны обычно имели или стремились иметь как армию, так и флот. Очень образно об этом сказано Петром I: «Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет» (Морской устав. Спб., 1720, с. 2).
Значение армии и флота при данном развитии техники и экономических возможностей всегда определялось складывающейся политико-стратегической обстановкой, взаимным расположением государств или характером коалиций. На одних этапах истории основную роль играли сухопутные войска, на других - военно-морские флоты. Место и роль каждого из видов вооруженных сил страны могли меняться и в мирное и в военное время в зависимости от технических преобразований, противника, географических условий и т. п.
Опыт истории свидетельствует и о том, что каждый вооруженных сил вносит в победу свой определенный и всегда весомый вклад. Чисто сухопутных и чисто морских войн почти не было. При всем этом остается неизменным одно положение: закрепить результаты победы и кампании или в войне в целом могут лишь сухопутные войска, своим фактическим присутствием способные утвердить ее реальность.
Условия для достижения победы создаются лишь при наличии надлежаще организованных, оснащенных и подготовленных всех видов вооруженных сил. Каждый из них имеет свою специфику действий, сферу использовании и условия для взаимодействия. Умелое (или, наоборот, неискусное) использование этой специфики часто определяет успех (или неуспех) операции, кампании и даже войны в целом. Именно поэтому основным положением советской военной науки является принцип взаимодействия всех видов вооруженных сил. Только согласо-[8]ванными усилиями их можно достичь победы. Об этом еще в 1921 г. писал М. В. Фрунзе в своих трудах, посвященных строительству Красной Армии. Идея решающего значения совместных действий армии и флота во всех звеньях вооруженной борьбы ярко выражена в его работе «Единая военная доктрина и Красная Армия».
Продолжение следует...
Печатается по www.rus-obr.ru/library/5787
|