
16 сентября исполняется 35 лет со дня первого полета истребителя-перехватчика МиГ-31. До сих пор по многим параметрам этот самолет с двигателями пермского производства Д-30Ф6 считается лучшим в мире.
Двигатель Д-30Ф6, как и истребитель МиГ-31, является уникальной разработкой советских конструкторов. Д-30Ф6 стал одним из первых двухконтурных двигателей для сверхзвуковой авиации. Высокие параметры двигателя обеспечивают самолету МиГ-31 большую дальность, уникальную скороподъемность и высотно-скоростные характеристики. За создание этого уникального двигателя многие руководители и специалисты пермского МКБ (ныне - ОАО "Авиадвигатель") и завода им. Свердлова (ныне - ОАО "Пермский моторный завод") получили государственные награды.
В 1990-ых годах производство самолетов МиГ-31 и двигателей Д-30Ф6 было свернуто. Но до сих пор самолет несет боевую службу в авиаполках по всей России. Один из таких полков базируется в Перми.
По словам Валерия Григорьева, командира пермского авиационного полка в 90-ые годы, "МиГ-31 - это один из лучших самолетов всех времен и народов, это непревзойденный шедевр авиастроения. Он и в советское время, и даже сейчас свой потенциал еще не исчерпал. По большому счету, этот самолет можно использовать еще десятки лет, если его постоянно модернизировать и ставить новое оборудование. Нет серийного самолета в мире, который летает со скоростью 3000 км/час и который способен на такой дальности обнаруживать воздушные цели. Я горжусь, что я летал на МиГ-31. Это самый серьезный самолет, который я встречал в своей жизни".
Источник - ОАО "Пермский моторный завод", пресс-релиз

МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия.
Вооружение:
Стрелково-пушечное вооружение: пушечная установка с шестиствольной пушкой ГШ-6-23. Боекомплект – 260 патронов. Скорострельность: в нормальных условиях – не менее 8000 выстр/мин.
Кол-во точек подвески: 8 (из них 2 х ПТБ) Масса подвесных элементов: 8000 кг Ракеты Р-33, Р-40Т (ТД), Р-60(М)
Четыре УР большой дальности Р-33 размещаются в полуутопленном положении на пусковых устройствах АКУ-410, установленных на нижней поверхности средней части фюзеляжа. Масса ракеты 480 кг, масса боевой части – 47 кг, дальность стрельбы – 120 км, диапазон применения по высоте от 25 м до 28000 м с превышением или принижением цели относительно носителя – до 10 км.
На четырех подкрыльевых пилонах предусмотрена подвеска ракет Р-40 в радиолокационными или тепловыми головками самонаведения. В случае подвески ракет Р-40, количество ракет Р-33 на подфюзеляжных узлах подвески уменьшается до трех, поскольку в одно из гнезд необходимо устанавливать контейнер с аппаратурой наведения ракет Р-40. На внешних пилонах возможна подвеска четырех УР (по две на каждом) ближнего радиуса действия Р-60.

Крейсерская скорость: 2500 км/ч
Макс. скорость: 2,83 М, Vист=3000 км/ч
Макс. скорость у земли: 1500 км/ч
Макс. скорость на высоте: 3000 км/ч
Боевой радиус: 720 км
Дальность полёта: 2240-3000 км
Дальность полёта с ПТБ: 3300 км
Практический потолок: 20600 м Скороподъёмность: у земли — 160 м/с, на сверхзвуке, на Н=11км — 250м/с
Размах крыла: 13,45 м
Площадь крыла: 61,60 м²
Угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд: по передней кромке 41°02 ‘ °
Масса:
Пустой: 21820 кг
Снаряжённый: без ракет с полной внутренней заправкой = 39 150 кг
Макс. взлётная: 46 750 кг
Двигатели: 2 х Д-30Ф6 Тяга (мощность): 2 х 9100 кгс
Тяга форсажная: 2 х 15500 кгс

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых, предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также тепловых ловушек. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км.
Всего построено более 500 перехватчиков МиГ-31.
Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире) РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой.
МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но имел экипаж из двух человек — лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов.
В 1977 году началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая — из трёх, третья — шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1980 году. Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке.
В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В сентябре 1983 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке — на аэродроме Сокол, остров Сахалин.

Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году. К концу 1995 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.
Во время 2-й чеченской войны МиГ-31 и самолёты ДРЛО А-50 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики.

На данный момент, производится модернизация состоящих на вооружении самолетов до версии МиГ-31БМ, первые 2 поступили в войска в 2008 году.
|