
16 сентября исполняется 35 лет со дня первого полета
истребителя-перехватчика МиГ-31. До сих пор по многим параметрам этот
самолет с двигателями пермского производства Д-30Ф6 считается лучшим в
мире.
Двигатель Д-30Ф6, как и истребитель МиГ-31, является уникальной
разработкой советских конструкторов. Д-30Ф6 стал одним из первых
двухконтурных двигателей для сверхзвуковой авиации. Высокие параметры
двигателя обеспечивают самолету МиГ-31 большую дальность, уникальную
скороподъемность и высотно-скоростные характеристики. За создание этого
уникального двигателя многие руководители и специалисты пермского МКБ
(ныне - ОАО "Авиадвигатель") и завода им. Свердлова (ныне - ОАО
"Пермский моторный завод") получили государственные награды.
В 1990-ых годах производство самолетов МиГ-31 и двигателей Д-30Ф6
было свернуто. Но до сих пор самолет несет боевую службу в авиаполках по
всей России. Один из таких полков базируется в Перми.
По словам Валерия Григорьева, командира пермского авиационного полка в
90-ые годы, "МиГ-31 - это один из лучших самолетов всех времен и
народов, это непревзойденный шедевр авиастроения. Он и в советское
время, и даже сейчас свой потенциал еще не исчерпал. По большому счету,
этот самолет можно использовать еще десятки лет, если его постоянно
модернизировать и ставить новое оборудование. Нет серийного самолета в
мире, который летает со скоростью 3000 км/час и который способен на
такой дальности обнаруживать воздушные цели. Я горжусь, что я летал на
МиГ-31. Это самый серьезный самолет, который я встречал в своей жизни". Источник - ОАО "Пермский моторный завод", пресс-релиз 
МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный
истребитель-перехватчик дальнего действия. Вооружение:
Стрелково-пушечное вооружение: пушечная установка с
шестиствольной пушкой ГШ-6-23. Боекомплект – 260 патронов. Скорострельность: в нормальных условиях –
не менее 8000 выстр/мин.
Кол-во точек подвески: 8 (из них 2 х ПТБ) Масса подвесных элементов:
8000 кг Ракеты Р-33, Р-40Т (ТД), Р-60(М) Четыре УР большой дальности Р-33 размещаются в полуутопленном положении
на пусковых устройствах АКУ-410, установленных на нижней поверхности
средней части фюзеляжа. Масса ракеты 480 кг, масса боевой части – 47 кг,
дальность стрельбы – 120 км, диапазон применения по высоте от 25 м до
28000 м с превышением или принижением цели относительно носителя – до
10 км.
На четырех подкрыльевых пилонах предусмотрена подвеска ракет Р-40
в радиолокационными или тепловыми головками самонаведения. В случае
подвески ракет Р-40, количество ракет Р-33 на подфюзеляжных узлах
подвески уменьшается до трех, поскольку в одно из гнезд необходимо
устанавливать контейнер с аппаратурой наведения ракет Р-40. На внешних
пилонах возможна подвеска четырех УР (по две на каждом) ближнего радиуса
действия Р-60. 
Крейсерская скорость: 2500 км/ч
Макс. скорость: 2,83 М, Vист=3000 км/ч
Макс. скорость у земли: 1500 км/ч
Макс. скорость на высоте: 3000 км/ч
Боевой радиус: 720 км
Дальность полёта: 2240-3000 км
Дальность полёта с ПТБ: 3300 км
Практический потолок: 20600 м
Скороподъёмность: у земли — 160 м/с, на сверхзвуке, на Н=11км —
250м/с
Размах крыла: 13,45 м
Площадь крыла: 61,60 м²
Угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд: по передней кромке 41°02
‘ °
Масса:
Пустой: 21820 кг
Снаряжённый: без ракет с полной внутренней заправкой = 39 150 кг
Макс. взлётная: 46 750 кг
Двигатели: 2 х Д-30Ф6 Тяга (мощность): 2 х 9100 кгс
Тяга форсажная: 2 х 15500 кгс 
МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на
малых, предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в
простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и
пассивных радиолокационных помех, а также тепловых ловушек. Группа из
четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство
протяжённостью по фронту 800—900 км.
Всего построено более 500 перехватчиков МиГ-31. Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31
началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. Боевые возможности
истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению
новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире) РЛС с
пассивной фазированной антенной решёткой.
МиГ-31
строился по схеме самолёта МиГ-25, но имел экипаж из двух человек —
лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Прототип
МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года, за штурвалом
его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов.
В 1977 году началось
производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух
самолётов, вторая — из трёх, третья — шести. Все эти самолёты
предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики
стали поступать на вооружение ПВО в 1980 году. Первыми МиГ-31 получили
786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ПВО в
Саваслейке.
В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В
сентябре 1983 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на
Дальнем Востоке — на аэродроме Сокол, остров Сахалин. 
Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году. К концу 1995 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.
Во время 2-й чеченской войны МиГ-31 и самолёты ДРЛО
А-50 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики. 
На данный момент, производится модернизация состоящих на вооружении
самолетов до версии МиГ-31БМ, первые 2 поступили в
войска в 2008 году.
|