В 1990 году были завершены испытания новой баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) "Trident-2" и она была принята на вооружение. Эта БРПЛ, как и предшествующая ей "Trident-1", входит в состав стратегического ракетного комплекса "Trident", носителем которого являются атомные ракетные подводные лодки (ПЛАРБ) типов "Огайо" и "Лафайет". Комплекс включает, кроме того, системы хранения и пуска ракет, а также управления ракетной стрельбой. Функционирование ракетного комплекса обеспечивает также вспомогательное оборудование.
Комплекс "Trident-2" превосходит "Trident-1" по мощности ядерных зарядов и их количеству, точности и дальности стрельбы. Увеличение мощности ядерных боезарядов и повышение точности стрельбы обеспечивают БРПЛ "Trident-2" возможность эффективно поражать сильно защищенные малоразмерные цели, в том числе шахтные пусковые установки МБР.
Состав
Твердотопивные БРПЛ "Trident-2" имеют по три ступени, соединенные переходными (соединительными) отсеками, а двигатель третьей ступени размещен в центральной части головного отсека . При этом основные массо-габаритные характеристики ракеты "Trident-2" значительно превышают аналогичные параметры "Trident-1".
Ракетные твердотопливные двигатели (РДТТ) всех трех ступеней имеют качающееся сопло облегченной конструкции, обеспечивающее управление по тангажу и рысканию. Сопла "Trident-1" изготовлены из композиционного материала на основе графита и имеют большую стойкость к эрозии, а сопла и сопловые насадки "Trident-2" - из новых материалов, обеспечивающих работу при повышенных давлениях в течение более продолжительного времени и при использовании топлива большей активности.
Управление вектором тяги (УВТ) ракеты на активном участке траектории полета БРПЛ по тангажу и рысканию осуществляется за счет отклонения сопел. Управление по крену на участке работы двигателей всех трех ступеней не производится. Накапливающееся за время работы РДТТ отклонение по крену компенсируется в процессе работы двигательной установки головной части (отсека) ракет. Углы поворота сопел РДТТ являются небольшими и не превышают 6-7°. Максимальный угол поворота сопла определен исходя из величины возможных случайных отклонений, вызванных подводным запуском и разворотом ракеты. Угол поворота сопла для коррекции траектории полета после завершения работы РДТТ и отделения ступеней ракеты обычно составляет 2-3°, а во время остального полета - 0,5°.
Увеличение массы топлива первой и второй ступеней, а также использование ракетного топлива с большим удельным импульсом и введение некоторых конструктивных изменений позволили увеличить дальность стрельбы БРПЛ "Trident-2" в сравнении с "Trident-1" примерно на 3000 км при том же забрасываемом весе.
Головные части (ГЧ) ракет, разработанные фирмой "Дженерал электрик", включают приборный отсек, боевой отсек, двигательную установку и головной обтекатель с носовой аэродинамической иглой. В приборном отсеке размещены различные системы (управления и наведения, ввода данных на подрыв боеголовок, разведения боеголовок), источники электро-питания и другое оборудование. Система управления и наведения управляет полетом ракеты на этапах работы ее маршевых двигателей и разведения боеголовок. Она вырабатывает команды на включение, выключение, отделение РДТТ всех трех ступеней, включение двигательной установки ГЧ, проведение маневров коррекции траектории полета БРПЛ и нацеливание боеголовок.
Система управления и наведения БРПЛ "Trident-1" типа Мк5 включает два электронных блока, установленных в нижней (задней) части приборного отсека, В первом блоке (размером 0.42x0.43x0.23м, массой 30 кг) размещены ЭВМ, формирующая управляющие сигналы, и управляющие цепи. Во втором блоке (диаметр 0.355 м, масса 38.5 кг) размещена гиростабилизированная платформа, на которой установлены два гироскопа, три акселерометра, астродатчик, а также оборудование термостатирования. Аналогичная система Мк6 есть и на БРПЛ "Trident-2".
Система разведения боеголовок обеспечивает выработку команд на маневрирование ГЧ при нацеливании боеголовок и их отделение. Она установлена в верхней (передней) части приборного отсека. Система ввода данных на подрыв боеголовок записывает необходимую информацию в ходе предстартовой подготовки и вырабатывает данные высоты подрыва каждой боеголовки.
В боевом отсеке "Trident-1" размещается до восьми боеголовок W-76 мощностью по 100 кт, расположенных по окружности, а "Trident-2" (благодаря значительно увеличенной тяговооруженности) - восемь боеголовок марки W-88 мощностью 475 кт каждая, или до 14 W-76.
Двигательная установка ГЧ состоит из твердотопливных газогенераторов и управляющих сопел, с помощью которых регулируется скорость головной части, ее ориентация и стабилизация. На "Trident-1" она включает два газогенератора (пороховой аккумулятор давления - рабочая температура 1650° С, удельный импульс 236 с, высокое давление 33 кгс/см2, низкое давление 12 кге/см2) и 16 сопел (четыре передних, четыре задних и восемь стабилизации по крену). Масса топлива двигательной установки 193 кг, максимальное время работы после отделения третьей ступени 7 мин. В двигательной установке ГЧ ракеты "Trident-2" используется четыре твердотопливных газогенератора, разработанные фирмой "Atlantic research".
Головной обтекатель предназначен для защиты головной части ракеты при ее движения в воде и плотных слоях атмосферы. Сброс обтекателя производится на участке работы двигателя второй ступени. Носовая аэродинамическая игла применена на ракетах "Trident-2" в целях снижения аэродинамического сопротивления и увеличения дальности стрельбы при существующих формах их головных обтекателей. Она утоплена в обтекателе и выдвигается телескопически под воздействием порохового аккумулятор давления. На ракете "Trident-1" игла имеет шесть составных частей, выдвигается на высоте 600м в течение 100 мс и уменьшает аэродинамическое сопротивление на 50 проц. Аэродинамическая игла на БРПЛ "Trident-2" имеет семь выдвижных частей.
Система хранения и пуска ракет предназначена для хранения и обслуживания, защиты от перегрузок и ударов, аварийного выброса и запуска ракет с ПЛАРБ, находящейся в подводном или надводном положении. На подводных лодках типа "Огайо" такая система имеет наименование Мк35 мод. О (на кораблях с комплексом "Trident-1") и Мк35 мод. 1 (для комплекса "Trident-2"), а на переоборудованных ПЛАРБ типа "Лафайет" - Мк24. В состав систем Мк35 мод.О входят 24 шахтные пусковые установки (ПУ), подсистема выброса БРПЛ, подсистема контроля и управления пуском и погрузочное оборудование ракет. ПУ состоит из шахты, крышки с гидравлическим приводом, уплотнения и блокировки крышки, пускового стакана, мембраны, двух штеккерных разъемов, оборудования подачи парогазовой смеси, четырех контрольно-наладочных люков, 11 электрических, пневматических и оптических датчиков.
Шахта представляет собой стальную конструкцию цилиндрической формы и является неотъемлемой частью корпуса ПЛАРБ. Сверху ока закрывается крышкой гидравлическим приводом, которая обеспечивает герметизацию от воды и выдерживает такое же давление, что и прочный корпус лодки. Между крышкой и горловиной шахты имеетея уплотнение. Для предотвращения несанкционированного открывания крышка оснащена блокирующим устройством, которое также обеспечивает блокировку уплотнительно-зажимного кольца крышки ПУ с механизмами открытия контрольио-наладочных люков. Это предотвращает одновременное открытие крышки ПУ и контрольно-наладочных люков, за исключением этапа погрузки-выгрузки ракет.
Внутри шахты установлен стальной пусковой стакан. Кольцевой зазор между стенками шахты и стакана имеет уплотнение из эластомерного полимера, выполняющее роль амортизаторов. В зазоре между внутренней поверхностью стакана и ракетой размещены амортизирующие и обтюрирующие пояса. В пусковом стакане БРПЛ устанавливается на опорное кольцо, которое обеспечивает ее азимутальную выставку. Кольцо закреплено на амортизационных устройствах и центрирующих цилиндрах. Сверху пусковой стакан перекрыт мембраной, которая предотвращает попадание забортной воды в шахту при открывании крышки. Жесткая оболочка мембраны толщиной 6,3 мм имеет куполообразную форму диаметром 2,02 м и высотой 0,7 м. Она изготовлена из фенольной смолы, армированной асбестом. К внутренней поверхности мембраны приклеивается пенополиуретан низкой плотности с открытыми ячейками и сотовый материал, сделанный по форме носовой части ракеты. Это обеспечивает защиту ракеты от силовых и тепловых нагрузок при вскрытии мембраны с помощью профилированных зарядов взрывчатого вещества, установленных на внутренней поверхности оболочки. При вскрытии оболочка разрушается на несколько частей.
Источник:http://3mv.ru/publ/5-1-0-87
Тактико-технические характеристики
Зона поражения, км: |
11000 |
Калибр |
2,11 м |
Длина |
13.42 м |
Число ступеней |
2 |
Высота двигателя |
2,34 м |
Управление |
инерциальное с астрокоррекцией |
Органы управления полетом |
поворотные камеры основного двигателя. |
КВО ,м |
120 |
Мощность заряда |
100 Кт (W76) или 475 Кт (W88) |
Число боеголовок |
14 W76 или 8 W88 |
Стартовый вес |
57,5 т |
|