Пятница, 20.10.2017, 20:51 Приветствую Вас Гость

МАШИНА ВОЙНЫ

Меню сайта

MLn:

Форма входа

Архив записей

MLs:

Поиск

SP:

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

LF:

Рейтинг@Mail.ru

Главная » 2010 » Июнь » 22 » Беспилотники через жопу
16:28
Беспилотники через жопу


Что-то странное происходит с закупками столь важного компонента вооружений, как Беспилотные Летательные Аппараты. В то время как ФСБ (и прежде всего их пограничники) в полном восторге от отечественных БПЛА - военные ими страшно недовольны и требуют закупки БПЛА израильского производства.

Пограничная служба ФСБ России, использующая сегодня семь комплектов (14 аппаратов и 7 машин управления ими) российских беспилотных комплексов, намерена и впредь покупать только отечественные БПЛА, показавшие себя в ходе испытаний с лучшей стороны. С таким заявлением выступил 24 мая 2010 года зам руководителя погранслужбы Николай Рыбалкин. "У нас подход принципиальный - надо развивать нашу промышленность и технологии", - отметил он. А после добавил, что используемые ФСБ образцы аппаратов не уступают по своим характеристикам лучшим западным.

О каких именно беспилотниках идет речь, ФСБ по своей традиции не уточняет - однако мы знаем, что эти "аппараты ФСБ" проходят опытную эксплуатацию на Северном Кавказе, в Челябинске, Калининграде, а также в Дагестане. Кроме того, военные упоминали о них во время конфликтов в Южной Осетии и Абхазии.

По словам Рыбалкина, беспилотная авиация является для ФСБ одним из важных элементов, который позволяет вести осмотр больших по площади территорий в максимально сжатые сроки. "Они позволяют в очень короткое время просмотреть очень большие пространства, как на море, так и в горах", - отметил Рыбалкин, добавив, что у обычных пограничных отрядов на выполнение этой задачи уходило бы несравнимо больше времени.

Причем останавливаться на достигнутом пограничники совершенно не собираются - в настоящее время они используют уже три вида беспилотных аппаратов, но в перспективе намерены еще сильнее расширить их номенклатуру. "Есть интересные разработки, которые мы еще только планируем внедрять, идет обмен опытом с нашими зарубежными коллегами", - отметил Рыбалкин.

Это ранняя модель БПЛА "Дозор" среднего класса, разработки фирмы "Транзас". На заднем плане машина, на которой смонтирован пункт управления БПЛА, и она же используется для перевозки самого аппарата. Аппарат сконсруирован так, чтобы он мог взлетать с обычной автомобильной дороги, а садиться на ровное поле или в степь. По моим данным, эту модель пограничники уже использовали для наблюдения за границей и перехвата нарушителей.

Есть и модели гораздо меньшего размера - которые можно запускать где угодно с рук или с простенькой пружинной катупульты:


Это аппарат легкого класса ZALA 421-08. Хорошо заметно техническое решение для беспарашутной посадки на грунт - складывающийся небьющийся винт.

Вот этот аппарат на корабле - там его просто ловят в сетку. Как видите, использование такого БПЛА чрезвычайно просто.

Комплект состоит из системы управления и двух аппаратов, его стоимость составляла около 1,8 млн рублей на начало 2008 года. Вес комплекта (2 БПЛА и САУ) всего 8 кг.

Это система управления в чемодане. Существует и специальный рюкзак для переноски системы управления и двух БПЛА непосредственно оператором.

В качестве сменной полезной нагрузки в стандартном варианте на борту установлены две цветные камеры: одна смотрит вниз и вперёд, вторая поворотная по крену смотрит вниз-вбок. В качестве дополнительных полезных нагрузок выступает тепловизор и фотокамера.

Маршрут БПЛА можно изменять в реальном времени. Если оператора интересует какой-то объект более подробно, он просто нажимает пальцем на сенсорный экран ноутбука, и выбирает, например, фигуру «круг влево» - после чего ZALA 421-08 закладывает левый вираж и начинает делать «воронку», непрерывно удерживая цель в объективе бортовой камеры. То есть объект снимается со всех сторон, и аппарат постепенно снижается, позволяя рассмотреть его получше. Либо аппарат может летать "вокруг объекта" на постоянной высоте - пока наряд пограничников не захватит "объект". Очень удобно.

Военные недовольны всем

Если ФСБ довольна российскими наработками и хотела бы купить их как можно больше для насыщения и границы, и спецподразделений, то о Министерстве обороны этого сказать нельзя. Руководитель этого ведомства Анатолий Сердюков и главнокомандующий ВВС Александр Зелин неоднократно подвергали жесткой критике российские БПЛА, которые якобы "не удовлетворяют требованиям военных ни по одному пункту".

Что характерно - эти "требования к БПЛА" российские военные не раскрывают, а ту "информацию", что доступна в прессе, без смеха и читать невозможно.

Вообще уже сам факт того, что тему беспилотников курирует главнокомандующий ВВС, заставляет задуматься о многом. Дело в том, что ВВС беспилотники просто не нужны - они лишают ВВС работы. Беспилотники нужны тем, кто сидит на земле и желает быстро получить разведку местности, картинку с места боя или коррекцию огня артиллерии. И ключевое слово тут - "быстро", то есть без мучительного и длительного согласования со структурами ВВС.

Примерно так, как это делают пограничники - запустили БПЛА, и он показывает картинку. Применительно к легким БПЛА типа ранцевой Залы - такие аппараты с оператором могут быть даже в составе мотострелковой роты, и тем более батальона, приданы разведвзводу или разведроте - и это резко усиливает их возможности, позволяет очень быстро провести разведку именно нужного куска местности и следить командиру за выдвижением войск прямо в онлайне.

Понимаете, в чем тут штука? ВВС сидят на аэродромах, вдали от собственно зоны действий - им надо время, чтобы сделать полетное задание, взлететь, долететь до места, потом как-то передать полученные данные. А БПЛА можно дотянуть почти до переднего края, и они долетают до нужного места гораздо быстрее, а информация с них течет в онлайне прямо к пехотному командиру - и он опять же в онлайне может выбирать, куда смотреть еще, на что обратить внимание.

Ну зачем это всё ВВС? Зачем им этот геморой с пехотой онлайн?

В начале апреля 2010 года замминистра обороны Владимир Поповкин объявил, что военное ведомство якобы потратило "на разработку и испытания беспилотников" пять миллиардов рублей, но никаких приемлемых результатов не добилось. "У кого что было в стране, мы все собрали, разработав программу испытаний. Эту программу испытаний не выдержал ни один беспилотник", - отметил он.

Если испытания БПЛА курировали ВВС - такие результаты вполне ожидаемы. См.выше.

Между тем военные все чаще заявляют о растущей потребности армии в беспилотной авиации. По словам Зелина, "в результате перехода российской армии к новому облику" доля беспилотников будет составлять сорок процентов от общего объема боевой авиации. Затыкать "беспилотные дыры" Министерство обороны России, очевидно, намерено иностранными аппаратами. Так, в 2009 году уже были потрачены 53 миллиона долларов на покупку 12 израильских БПЛА, а в апреле текущего года генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов объявил о состоявшейся покупке еще 15 аппаратов. Там же.

Больше того - Россия намерена создать совместное с Израилем предприятие по производству беспилотных аппаратов, по израильской лицензии. Причем израильскую сторону будет представлять госкомпания Israel Aerospace Industries. Как объявлено, окончательное решение о создании СП будет принято после того, как Министерство обороны России завершит испытания израильских беспилотников. Произойдет это непонятно когда, поскольку военное ведомство завершит подготовку операторов беспилотников не раньше лета 2010 года.

Стрёмный подход

24 мая 2010 года Сердюков объявил, что "в России будет создан специальный центр по использованию беспилотников". И только после этого военные приступят к формированию требований к беспилотным летательным аппаратам, которые планируется покупать.

Это уже, простите меня, какая-то шизофрения. Сначала эти люди говорят, что российские БПЛА "не удовлетворяют требованиям военных". А теперь оказывается, что и требований-то никаких нет - их еще только собираются "формировать". Так чему тогда не удовлетворяли БПЛА?

Пять миллиардов якобы потратили на разработку и испытания БПЛА. И что - это делалось, не имея требований к этим самым БПЛА? Испытания велись - не имея требований к объекту испытаний?

"Если наша "оборонка" будет в состоянии производить такие БПЛА, то - пожалуйста, мы готовы их закупать", - заявил Сердюков. При этом министр утверждает, что "в любом случае собирать беспилотники можно на территории России".

Так, может, нам и самолеты купить иностранные? Чего там - купить вместо Су Еврофайтеры, и привинчивать к ним крылья где-нибудь в подмосковье?

Подход этот кажется странным самой последовательностью действий. В любой стране мира, прежде чем что-либо испытывать и покупать, военные формулируют требования к технике. Но российские военные - если верить тому, что они говорили прессе - пошли по другому, совершенно оригинальному, пути. Не обнародовав требования к аппаратам, они провели их испытания, по каким-то причинам остались недовольны отечественными образцами, после чего закупили достаточно крупную партию аппаратов у Израиля - и только тогда начали формулировать требования к БПЛА.

Логики в этом нет никакой, кроме одной-единственной - требования будут подгонять под существующие у Израиля БПЛА. Чтобы купить то, что есть, и отчитаться по расходу средств.

Возможно, на самом деле все обстоит иначе, но на основании заявлений военного руководства складывается именно такое впечатление.

Русское не хуже

Надо отметить, что российские фирмы, занятые в производстве беспилотников, уже могут предложить российским военным аппараты, сопоставимые по характеристиками с мировыми образцами. Например, санкт-петербургская компания "Транзас" разработала тяжелый БПЛА "Дозор-600", который является своего рода аналогом американского MQ-1 Predator, широко используемого войсками США в Ираке и Афганистане.


"Дозор-600" относится к классу тяжелых средневысотных БПЛА с большой продолжительностью полета. Беспилотник предназначен для обнаружения и идентификации объектов противника в режиме реального времени. Однодвигательный "Дозор-600" способен нести полезную нагрузку массой 120-220 килограммов и совершать автономные полеты на протяжении 30 часов. Максимальная скорость полета "Дозор-600" составит до 210 километров в час, а дальность действия - около 3,7 тысячи километров. Аппарат сможет подниматься на высоту до 7,5 тысячи метров. По этим характеристикам российский аппарат сопоставим с Predator и уступает ему только по грузоподъемности - у "американца" этот показатель составляет около 500 килограммов. Однако наш аппарат значительно компактнее и легче.

Причем я весьма скептически отношусь вообще к самому классу таких БПЛА и полагаю, что они если и нужны - то в самую последнюю очередь. Дело в том, что для взлета и базирования такие БПЛА требуют АЭРОДРОМ, что делает их использование ничуть не более оперативным, чем использование для тех же целей штурмовика Су-25 "Грач". При этом Грач бронированный, и тащит 4-5 тонн бомб или ракет, которыми может нанести удар по обнаруженной цели непосредственно, самостоятельно и немедленно - в отличие от БПЛА. Кроме того, возможности штурмовика по самообороне несопоставимы с безоружным БПЛА.

Сейчас российские компании ведут разработку сразу нескольких столь же малоосмысленных тяжелых беспилотников, включая "Дань-Барук" КБ "Сокол" и "Скат" компании "МиГ". Последний будет реактивным ударным комплексом.

Вот это - "Дань-Барук" КБ "Сокол". 

Уже при взгляде на его компоновку возникают вопросы о том, что курили его создатели.

В перспективе Россия может получить Ту-300 - реактивный разведывательно-ударный комплекс средней дальности. Этот аппарат еще только разрабатывается в КБ "Туполева". По предварительной информации, Ту-300 будет основан на Ту-243 "Рейс-Д" и сможет нести вооружение массой до тонны. Свой вариант ударного БПЛА создает и ОКБ "Сухого".

Вот такие БПЛА, сравнимые по цене с самолетом, и требующие для своей эксплуатации полного комплекта техников и аэродрома, нашим ВВС понятны. Такие БПЛА им нравятся.

Но они не нравятся сухопутным войскам. Те искренне не видят - а в чем их польза-то? Чем они лучше полета обычного авиаразведчика? Тем, что их сбить - как выйти за кустом пописать?

А "ударные БПЛА" - это вообще мертворожденная идея. Во-первых, они уже давно существуют, и называются Крылатая Ракета. А во-вторых, идея сделать их многоразовыми и сопоставимыми по боевым возможностям с ударными самолетами выльется в то, что это и будет такой же самолет, только без пилота внутри. С такой же массой, ценой и такими же ТТХ. Экономия 100 кг веса на пилоте вряд ли может быть существенна на машинах, несущих оружие тоннами.

Когда всё так плохо...

На самом деле вариантов БПЛА в России разработано и разрабатывается просто море. От самых легких - до тяжелых. При таком количестве предложений почти готовых и разрабатываемых систем остается только удивляться неспособности Министерства обороны отобрать более-менее подходящий вариант, и ее готовности кинуться закупать израильские беспилотники.

Во всяком случае, если абсолютно все БПЛА у них летают "не так, как надо", то может быть, все дело не в БПЛА, а в тех, кто их выбирает?



Категория: Беспилотники | Просмотров: 7886 | Теги: пограничники, фсб, МинОбороны России, БПЛА для ФСБ, израильский БПЛА, военные БПЛА | Рейтинг: 4.2/4

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем bbird на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Армия [45]
Авиация [103]
Флот [82]
Стрелковое оружие [19]
Бронетехника [61]
Ракеты [45]
Космос [1]
ПВО [25]
Беспилотники [11]
Кибервойна [15]
Разное [79]
Новости сайта [5]
Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Штуковина
Copyright WAR.NEW © 2017 Хостинг от uCoz