Загадочные корабли с лазером - 11 Апреля 2011 - WAR CYBORG
Пятница, 24.03.2017, 19:07 Приветствую Вас Гость

МАШИНА ВОЙНЫ

Меню сайта

MLn:

Форма входа

Архив записей

MLs:

Поиск

SP:

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

LF:

Рейтинг@Mail.ru

Главная » 2011 » Апрель » 11 » Загадочные корабли с лазером
19:19
Загадочные корабли с лазером

С появлением огромного интереса военным руководством СССР к лазерным установкам, а также желание разместить их на космических станциях и летательных аппаратах, военные моряки тоже решили испытать лазер на своих боевых кораблях.


лазерное опытовое судно (ОС-90) «Форос» проекта 10030

В 1976 году главком ВМФ Сергей Горшков утвердил задание ЦКБ «Черноморец» на переоборудование среднего десантного корабля проекта 770 СДК-20 в опытовое судно проекта 10030 «Форос». На нем планировалось испытать лазерный комплекс «Аквилон», который предназначался для поражения корабельных оптико-электронных средств и экипажей судов противника. Но его масса и большие габариты потребовали значительно усилить корпус и увеличить надстройку корабля. Процесс переоборудования судна затянулся на долгие 8 лет. 30 сентября 1984 года опытовое судно ОС-90 «Форос» вступило в состав Черноморского флота СССР.

лазер


судно «Форос»

опытовое судно «Форос» 28 сентября 1995 года на внешнем рейде Севастополя


ОС-90 во время буксировки на слом 28 сентября 1995 года

Как уже было сказано, большим изменениям подвергся корпус корабля. Аппарели заменили форштевнем и носовой секцией. Были сформированы бортовые були шириной до 1,5 метра. Надстройку корабля смонтировали единым модулем с полным оснащением постов и помещений, и установили на судно краном с грузоподъемностью 100 тонн. Для улучшения обитаемости и снижения шумности в жилых и служебных помещениях на корабле появились коффердамы. Практически все помещения обработали звукопоглощающей изоляцией.

Агрегаты экспериментального комплекса «Аквилон» монтировались с особой точностью. Повышенные требования предъявлялись к проектированию их опорных поверхностей.

В октябре 1984 года судно «Форос» было выведено для испытаний в Феодосийский полигон, и впервые в истории советского флота были выполнены стрельбы из лазерной пушки. Испытания лазерного оружия с опытового судна «Форос» прошли успешно. Низколетящая раке¬та была своевременно обнаружена и уничтожена лазерным лучом.

Но выстрел имел ряд недостатков - атака прошла всего несколько секунд, а подготовка к нему потребовала почти более суток, КПД составляло всего лишь 5 процентов. В ходе опыта ученые накопили опыт в применении боевых лазеров, но экономический кризис и распад СССР не позволили довести эти опытные работы до конца.

Корабль «Форос» был не единственным кораблем советского ВМФ, на котором проводились испытания лазерных установок.

опытовое судно с лазерной установкой «Диксон» проекта 596П

Параллельно с переоборудованием уникального судна «Форос», в Севастополе по проекту Невского ПКБ началась модернизация под носитель лазерной установки второго корабля, но на этот раз, чтобы замаскировать более мощный комплекс «Айдар» было выбрано крупное поисково-спасательное судно «Диксон». Даже в закрытых документах оно обозналось как опытовый стенд специального назначения. Надстройка весила 900 тонн. К переоборудованию пришлось привлечь почти все предприятия страны.

поисково-спасательное судно «Диксон»




судно «Диксон» 11 июля 1991 года


На этом уникальном судне были и особенности, которые отличали его от других советских кораблей. На этом судне имелся женский гальюн. Во время испытаний на борту корабля присутствовало большое число гражданских специалистов различных областей, в том числе и женщины. Второй особенностью корабля «Диксон» была система охлаждения лазера, потребляющая около 400 литров спирта, который разводился дистиллированной водой до 39,5 градусов. Титаническая работа ученых, рабочих и конструкторов по модернизации судна заняла пять лет.

Свой первый залп опытовое судно «Диксон» произвело летом 1980 года. Стреляли с дистанции 4 километра по специальной мишени, расположенной на берегу.

Оба корабля входили в состав 311 дивизиона опытовых судов. В 90-е годы лазерные установки демонтировали, техническая документация была уничтожена, а суда «Форос» и «Диксон» ушли на слом в Украине и Германии. Теперь исторический интерес к таким удивительным кораблям остался только в памяти тех, кто их создавал или хотя бы видел.

Технические данные опытового стенда специального назначения проекта 596П «Диксон»:
Водоизмещение - 9500 тонн;
Длина - 150 м;
Ширина - 18 м;
Осадка - 6 м;
Скорость хода - 12 узлов;
Дальность плавания - 7350 миль;
Экипаж (с испытательной партией) - 240 человек;
Вооружение:

Комплекс специального (лазерного) вооружения «Айдар»;

http://korabley.net/news/zagadochnye_korabli_s_lazerom/2010-07-27-610


Опытное судно "Диксон"



ТТД:
Водоизмещение: 5500 т.
Размеры: длина - 150 м, ширина - 18 м, осадка - 6 м.
Скорость хода максимальная: 12 узлов.
Дальность плавания: --- миль при -- узлах.
Силовая установка: --- л.с.
Экипаж: --- чел.

История корабля:
За семидесятые-восьмидесятые годы XX века в Советском Союзе было построено несколько экспериментальных образцов космических лазерных пушек. Их разрабатывали для уничтожения планирующихся тогда к размещению на орбите Земли американских спутников-перехватчиков. Все существующие установки были "завязаны" на стационарное энергоснабжение и не отвечали главному требованию военного космоса - полной автономности. Из-за этого конструкторы не могли провести полноценные испытания. Для отработки автономности пушку, или, как значилось в документах, Мощную силовую установку (МСУ), решили установить на надводном корабле. Задачи по испытаниям боевого лазера правительство возложило на Военно-морской флот.

Выбор моряков пал на сухогруз вспомогательного флота "Диксон". За кораблем были оставлены его прежнее название и безобидная классификация сухогруза. В начале 1978 года "Диксон" прибыл на судостроительный завод в Ленинграде. Работы по его переоборудованию проходили под руководством конструкторского бюро "Невское". Параллельно на Калужском турбинном заводе началась сборка лазерной пушки. Она должна была стать самой мощной из существующих в СССР боевых лазерных установок. Все работы были засекречены и получили название "Тема "Айдар".

Участвующие в работе над системой специалисты окрестили "Диксон" "золотой рыбкой", поскольку проект стоил бешеных денег - счет шел на сотни миллионов советских рублей. Но работы постоянно спотыкались о серьезные проблемы технического и научного плана. К примеру, чтобы установить на корабль 400 баллонов для сжатого воздуха, судостроителям пришлось полностью снимать металлическую обшивку с обоих бортов. Позже выяснилось, что на корабле может ненароком взорваться сопутствующий стрельбе водород. Он имеет обыкновение скапливаться в закрытых пространствах, поэтому решили смонтировать усиленную вентиляцию. Верхнюю палубу корабля сконструировали так, что она могла раскрываться на две части. В результате корпус потерял прочность, и его пришлось укреплять.

Лазерщики рассчитали, что силовая установка корабля не может дать пушке необходимой энергии в 50 мегаватт. Предложили усилить корабельные дизели тремя реактивными двигателями от самолета Ту-154. В корабле пришлось снова делать отверстия и менять интерьер трюма.

Не менее колоссальные средства пожирали работы над самой пушкой. Например, разработка адаптивного отражателя (медный отражатель диаметром 30 сантиметров, который должен был направлять лазерный луч на врага) стоила примерно 2 миллиона советских рублей. На его изготовление целое производственное объединение в подмосковном городе Подольске потратило полгода. Необходимая идеальная поверхность была достигнута специальной шлифовкой. Затем отражатель оснастили специально разработанной для него ЭВМ. Компьютер отслеживал состояние поверхности отражателя с точностью до микрона.

Если компьютер обнаруживал искажения, он мгновенно подавал команду, и прикрепленные к днищу отражателя 48 "кулачков" начинали молотить по отражателю и выправлять его поверхность с точностью до микрона. А чтобы отражатель не перегревался после контакта с лучом, к нему была прикреплена специальная подкладка из бериллия.

В конце 1979 года "Диксон" перешел на Черное море, в Феодосию. В Крыму на судоремонтном заводе имени Орджоникидзе был произведен окончательный монтаж пушки и систем управления. Там же на корабль заселился постоянный экипаж - моряки и шесть сотрудников КГБ.

В Севастополе "Диксон" поставили особняком от боевых кораблей на 12-й причал Северной бухты. Несколькими днями раньше подходы к пирсу обнесли бетонным забором высотой четыре метра. Натянули проволоку, пустили ток, установили строжайший пропускной режим. С моряков и гражданских специалистов взяли подписку о "неразглашении".

Первый свой лазерный залп "Диксон" произвел летом 1980 года. Стреляли с дистанции 4 километра по специальной мишенной позиции, расположенной на берегу. Мишень была поражена с первого раза, правда, луча как такового и разрушений мишени с берега никто не увидел. Попадание вместе со скачком температуры зафиксировал установленный на мишени тепловой датчик. Как оказалось, коэффициент полезного действия луча составил всего лишь 5 процентов. Всю энергию луча "съели" испарения влаги с поверхности моря. Тем не менее результаты стрельб были признаны отличными. Ведь систему разрабатывали для космоса, где, как известно, полный вакуум. Зато испытания лазерной пушки охладили амбиции главкома ВМФ адмирала Горшкова, который мечтал установить лазерные установки чуть ли не на каждый корабль.

Помимо низких боевых характеристик, система была громоздка и сложна в эксплуатации. На подготовку пушки к выстрелу уходило более суток, сам выстрел длился 0,9 секунды. Для борьбы с атмосферой, поглощающей лазерное излучение, ученые придумали пускать боевой луч внутри так называемого луча просветления.Уже первые результаты, полученные в ходе стрельб, позволили конструкторам и представителям военного ведомства судить о высокой эффективности и перспективности данного вида оружия. Например, было установлено, что достаточно даже самого незначительного прожига стабилизатора или планера крылатой ракеты для того, чтобы набегающий поток воздуха развалил бы ее на части. Были получены данные и о том, в каком виде могут компоноваться боевые лазерные установки, на каких классах военных кораблей их можно устанавливать.

В результате удалось несколько повысить боевую мощь лазера, который уже мог прожигать обшивку самолета, но, к сожалению, на незначительном (400 м) расстоянии. Испытания лазера были завершены к 1985 году.

Но несмотря на то, что испытания были успешно завершены, конструкторы и военные смотрели на свое детище скептически. Все прекрасно понимали, что вывести такую систему на орбиту в ближайшие 20-30 лет не удастся. Об этом было осведомлено и высшее партийное руководство страны. Руководство не устраивали сроки и грядущая перспектива гигантских расходов.

С такими же проблемами столкнулись и за океаном. Итогом так и не состоявшейся гонки космических вооружений стали переговоры "По обороне и космосу", которые стартовали в марте 1985 года. Они послужили толчком к двустороннему свертыванию военных космических программ. После переговоров в доказательство благих намерений Советский Союз демонстративно прекратил работы сразу по нескольким космическим программам. В 1985 году была свернута и тема "Айдар". О "Диксоне" забыли.

После раздела Черноморского флота этот экспериментальный корабль с первой в мире опытной и единственной в действительно боевой компоновке лазерной системой противовоздушной обороны отошел к Украине. Та в свою очередь распорядилась с ним, как посчитала нужным - то есть, продала на металлолом.

К счастью, до передачи корабля украинской стороне российским специалистам удалось вывезти большую часть сверхсекретных блоков и узлов, остальное оборудование вполне эффективно разворовали добытчики драгоценных металлов из радиоэлектронных плат.

В то же самое время в западных средствах массовой информации появилась информация о закупке Министерством обороны США на одном из судостроительных заводов Украины партии металлолома, состоящей из нескольких военных кораблей СССР. В трюме одного из них представители американского военного ведомства обнаружили 35-мегаваттные силовые генераторы, специальные поворотные механизмы, холодильные установки большой мощности и другое оборудование, анализ которого позволил сделать вывод о том, что в свое время корабль нес на борту лазерное оружие. Впрочем, Пентагон немедленно засекретил любую информацию о технических возможностях новейшего советского оружия и его компонентов.

http://flot.sevastopol.info/ship/vspomog/dikson.htm


Категория: Флот | Просмотров: 6860 | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.


Всего комментариев: 1
1  
Как бы чуточку в курсе проблемы...(грустно-загадочно улыбаясь)
Вот только в толк не возьму как же всётаки пропудривают мозги насчёт лазерного оружия в атмосфере. Никакие технологии, даже создание вакуумного канала, не позволят лазерному лучу по параметру цена-эффективность сравниться с обычным боеприпасом. В космосе, где компенсация отдачи - задача задач - ДА! В атмосфере НЕТ! Это надо понимать.
Эх было время...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Армия [45]
Авиация [103]
Флот [82]
Стрелковое оружие [19]
Бронетехника [61]
Ракеты [45]
Космос [1]
ПВО [25]
Беспилотники [11]
Кибервойна [15]
Разное [79]
Новости сайта [5]
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Штуковина
Copyright WAR.NEW © 2017 Хостинг от uCoz