Понедельник, 01.04.2019, 13:00 Приветствую Вас Гость

МАШИНА ВОЙНЫ

Меню сайта

MLn:

Форма входа

Старая форма входа
'); _uPostForm('frmLg549954', {type:'POST', url:'/index/sub/', error:function() { $('#blk549954').html('
'); _uWnd.alert('
Невозможно выполнить запрос, попробуйте позже
', '', {w:250, h:90, tm:3000, pad:'15px'} ); setTimeout("$('#blk549954').css('display', 'none');", '1500'); }}); }
E-mail:[]
Пароль:
Забыл пароль | Регистрация
Архив записей

MLs:

Поиск

SP:

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

LF:

Главная » 2010 » Ноябрь » 11 » Из истории ракеты 3М65
16:20
Из истории ракеты 3М65

Ракета 3М65 (P39) - в середине. Две крайних справа - китайские JL1 и JL2, остальные - различные модификации ракеты P29.

Ракета 3М65, созданная в КБ имени Макеева, до сих пор является самой тяжелой морской МБР из когда-либо созданных и практически использованных для вооружения подводных лодок.

Специально под нее были построены самые большие в мире подводные лодки проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по НАТОвской классификации). Эти лодки имеют совершенно исполинское водоизмещение в 49 800 тонн и гигансткие размеры - длинна, например, достигает 173 метров.

Для сборки «Акул» на «Севмаше» пришлось специально построить новый цех № 55 — который и сейчас является самым большим крытым эллингом в мире.

А чтобы вам были более понятны исполинские размеры этих атомных лодок - вот якорь такой лодки, установленный в виде памятника в Северодвинске:



Чувствуете размеры?

Требование к разработчикам АПЛ обеспечить ее наименьшую осадку на уровне существовавших ранее АПЛ (гораздо меньшего размера) с целью использования существующих пирсов и ремонтных баз привело не только к использованию оригинальной схемы "подводного катамарана" (лодка имеет два параллельных прочных корпуса, между которыми вставлены ракетные шахты), но и к гигантскому объему балластных цистерн (чтобы лодка выше всплывала).

В погруженном состоянии у этой АПЛ ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду - за что эти лодки получили на флоте неофициальное прозвище «водовоз».

И вот все эти решения, находящиеся за гранью здравого смысла, потребовались лишь потому, что КБ Макеева не смогло создать твердотопливную ракету с параметрами, близкими к американской Trident D5, в нормальных размерах и с умеренной массой.

Масса ракеты 3М65 составляет 90 тонн - для ее погрузки пришлось создавать уникальные подъемные краны и специальное оснащение:



Но не только это было проблемой. КБ Макеева просто не имело опыта создания твердотопливных ракет (хотя жидкостные ракеты для АПЛ создавало отличные) - и потому при создании 3М65 постоянно попадало впросак.

Вот как об этом рассказывает ezzzik на сайте revolver.ru:

Я не был участником тех событий, но по рассказам очевидцев причиной проблем была некомпетентность разработчиков. Макеевцы рисовали аванпроект 3М65 без учета специфики конструкции РДТТ, руководствуясь привычными им принципами работающими на ЖРД-ракетах.

Кольцевой стартовый двигатель и первая ступень с конусной верхней частью сопряженной под углом с плоским торцом хорошо смотрелись на картинке, свободных объемов практически не оставалось. Макеевцы даже гордились такой плотной компоновкой. До тех пор, пока аванпроект не увидели двигателисты, которые и напомнили Макеевцам о давлении в корпусе РДТТ, мягко говоря, отличающимся от давления внутри баков ЖРД-ракет.

Судя по всем, в КБМ даже на пальцах не пытались прикинуть потребную прочность корпусов такой формы.

Вообще, чем больше я узнаю об истории создания 3М65, тем больше складывается впечатление, что если бы не наработки КБ Тюрина, то 3М65 у Макеевцев вообще бы не полетела.

До начала истории с 3М65 в КБМ не имели дел с РДТТ большой размерности. Тамошние теоретики изначально предлагали для аванпроекта совершенно бредовую идею, а именно: совместить коническое днище первой ступени с соплом второй ступени. То есть, после окончания работы двигателя первой ступени срабатывал детонирующий заряд отсекавший конусное днище от остальной части и за счет остаточного давления происходило разделение ступеней. Конусное днище улетало дальше, со второй ступенью, но уже в виде сопла.

Никаких переходных отсеков, максимальное использование объемов — знаменитая Макеевская оптимизация! Разработчики радовались как дети, ведь на бумаге получалась самая оптимальная ракета с РДТТ в мире! Да забыли про овраги.

Напомню, что предлагалось это в начале 70-х, а даже более простые вещи, к примеру, замотанной в кокон бортовой кабельной сети, смогли реализовать только в середине 80-х. После того, как двигателисты отказались даже обсуждать подобную схему, КБМ отправило своих сотрудников по профильным организациям с целью выяснить, как же обстоят дела в этой области и на что они могут рассчитывать, но, судя по результатам, быстро «въехать в тему» они так и не смогли.

Эскизный проект хотя и имел нормальные ступени связанные переходным отсеком, но кольцевой двигатель остался. Не найдя для него разработчика, КБМ все же пришлось пойти на изменение эскизного проекта, заменив стартовик ПАДом. Подобных изменений по ходу проектирования и изготовления было немало, и каждое сопровождалось снижением характеристик ракеты при одновременном росте ее массо-габаритов. Естественно, сроки сдачи комплекса переносились при каждом изменении проекта.

Если сравнить КБМовскую «эпопею» с 3М65 и МИТовские «страдания по Булаве», то можно найти много сходства. Начиная от закулисных интриг во время конкурсов по данным ракетам и заканчивая серьезной переоценкой собственных возможностей приведших к срыву сроков. Только 3М65 обошлась государству гораздо дороже. Хотя бы только потому, что в результате пришлось строить и эксплуатировать два ракетных комплекса одновременно.

Ракета 3М65 всё равно оказалась несколько уступающей Trident D5 по характеристикам (а ведь трайдент весит 59 тонн, а не 90). Попытки улучшить ее параметры в рамках темы "Барк" (Р39УТТХ) не были успешными - тему закрыли.

В 2004 году последние АПЛ проекта 945, вооруженные этими ракетами (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») были выведены в резерв в связи с отсутствием годных для несения службы ракет.

Одна из АПЛ проекта 945 ("Дмитрий Донской") была модернизирована в проект 941УМ и используется для испытаний новой морской МБР "Булава". Недавно она выполнила два успешных пуска новой ракеты подряд.

BBird специально для warcyb.org.ru


Категория: Ракеты | Просмотров: 5642 | Теги: SSBN «Typhoon», P39, Из истории ракеты 3М65, 941 «Акула» | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем bbird на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Армия [45]
Авиация [103]
Флот [82]
Стрелковое оружие [19]
Бронетехника [61]
Ракеты [45]
Космос [1]
ПВО [25]
Беспилотники [11]
Кибервойна [15]
Разное [79]
Новости сайта [5]
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
Штуковина
Copyright WAR.NEW © 2019 Хостинг от uCoz