Главная » 2010 » Декабрь » 1 » Легенда ли «Бисмарк» и что есть легенда. Окончание
17:45
Легенда ли «Бисмарк» и что есть легенда. Окончание
Это опять «Бисмарк»
Заканчиваем. Осталось совсем чуть-чуть.
В предыдущих сериях (вот первая) обсуждался вопрос, можно ли считать «Бисамрк», так сказать, универсально-легендарным кораблём на основании его подвигов. Я старался доказать, что – нет. Для немцев – может быть. Универсально – вряд ли.
Но есть ещё у людей обычай называть легендарными технические объекты на основании их грандиозности, или новизны, или тех перемен, которые последовали за их появлением. Так, может быть, «Бисмарк» легендарен с этой точки зрения? Не потому, что совершил исключительный подвиг, а потому, что, так сказать, конструктивно легендарен?
Да тоже вроде нет. Очень хороший корабль, немцы вообще корабли делали классно. У них и в Первую мировую были корабли, показавшие великолепную стрельбу, как, скажем, крейсера эскадры графа Шпее. Или исключительную живучесть, как например, линейный крейсер «Зейдлиц», который в Ютландском бою – самом большом эскадренном сражении всех времён и народов – получил 21 крупнокалиберный снаряд, принял 5300 тонн воды (!) и самостоятельно дошёл до базы. А раньше, в бою у Доггер-банки, английский снаряд поджёг заряды сразу в двух башнях главного калибра «Зейдлица». Ситуация типа той, в которой погиб «Худ».
Линейный крейсер «Зейдлиц»
А только «Зейдлиц» не взорвался, и не потому, что повезло, а потому, что у него заряды, хоть и картузные, хранились в латунных гильзах, и погреба были прекрасно сконструированы. «Зейдлиц» пришёл в базу. А «Лютцов» в Ютландском бою, уничтожив два английских крейсера, линейный и броненосный, сам получил 24 снаряда главного калибра, принял 7500 тонн воды (!!) и тоже сохранил ход и возможность дойти до базы. Но – не суждено, и не по его вине: он был затоплен по приказу командующего, адмирала Шеера, – тот опасался ночной атаки британских эсминцев и не хотел подвергать риску своих моряков на истерзанном корабле.
Простите, я увлёкся. Люблю я это, корабли, особенно период с 1850-х годов где-то по 1970-е.
Так вот, хороший корабль «Бисмарк» никак не может тянуть на звание легендарного по признаку эпохальной новизны конструкции.
Миноносец «Взрыв»
Таковым я бы признал, например, французский «Ла Глуар», потому как это был первый в мире реально мореходный броненосец. Или русский миноносец «Взрыв» – этот был первым в мире реально мореходным миноносцем, до него строили маленькие миноноски для прибрежных действий и в качестве бортовых катеров броненосцев.
Первый в мире авианосец со сплошной полётной палубой – HMS Furious
Легендарны американский «Монитор» и английский «Дредноут», настолько новаторские, что дали название новым классам кораблей, им подобных. Сюда же можно записать американскую атомную подлодку «Наутилус» – первую в мире атомную подлодку. Английский «Фьюриес» – первый в мире настоящий авианосец.
Ну, и так далее.
А «Бисмарк» – что «Бисмарк»? Американские «Айовы» были как минимум не хуже...
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Armator на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.