Суббота, 19.08.2017, 23:44 Приветствую Вас Гость

МАШИНА ВОЙНЫ

Меню сайта

MLn:

Форма входа

Архив записей

MLs:

Поиск

SP:

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

LF:

Рейтинг@Mail.ru

Главная » 2010 » Ноябрь » 28 » Легенда ли «Бисмарк» и что есть легенда. Продолжение-2
16:12
Легенда ли «Бисмарк» и что есть легенда. Продолжение-2

Вряд ли на этом снимке «Родней» стреляет по «Бисмарку»…

Мы остановились на том, что торпедоносцам с «Арк Рояла» удалось затормозить отступательный порыв «Бисмарка». Они засадили в него три торпеды, повредили линию вала, заклинили один из двух рулей, и в результате ход линкора снизился до 14 узлов.

«Кинг Джордж V» и «Родней» готовились к решающему удару…

А пока они готовились, в дело вступила ещё одна боевая группа – пятёрка эсминцев, тоже вызванная на травлю «Бисмарка» из состава одного из конвоев, на этот раз – идущего на Ближний Восток. Командовал ими лихой моряк коммандер Вайен (в некоторых источниках встречается информация, что Вайен в это время был уже кэптеном). Эти эсминцы в течение ночи провели несколько торпедных атак, они даже вступали в перестрелку с «Бисмарком» – со своими-то 120-мм пушками! А почему не пострелять, если всё равно подошёл близко? А не подойти нельзя, торпедой с 10 миль не попадёшь.


Эсминец «Коссак» – флагман Вайена

И опять я говорю: представляете? У «Бисмарка» на борт могут стрелять восемь 380-мм орудий главного калибра, а ещё – шесть 152-мм и восемь 105-мм. Вес его бортового залпа – семь-восемь тонн. А эсминец – в ширину нет и 15 метров, жестянка с обшивкой толщиной в несколько миллиметров.

Однажды в Первую мировую на Балтике в наш эсминец «Гром» (1200 т водоизмещения) попал 305-мм снаряд с германского дредноута. Так он пробил борт, перебил паро- и водопроводы этого борта, сокрушил что-то там ещё, потом надругался  над трубопроводами противоположного борта, пробил этот противоположный и лишь потом, в воде, взорвался. Видно, был он бронебойный, взрыватель установлен с большим замедлением. А был бы фугасный…

Я думаю, на «Бисмарке» фугасные снаряды были. Они вообще-то стандартно входят в корабельный боекомплект. А «жестянки» подходили к нему до 3,6 км (4000 ярдов). На этом расстоянии немец мог их достать даже из зенитных 37-мм автоматов.

Но на эсминцах воюют герои. Они засадили в «Бисмарк» ещё две торпеды. Теперь линкор мог плестись лишь на 7 узлах.

В общем, как принято говорить в русских былинах, тут ему и славу поют. С утречка подошли к «Бисмарку» «Кинг» с «Роднеем». Лютьенс принял бой. Бился до израсходования боезапаса и проиграл. «Бисмарк» затонул. Затонул в 400 милях от берегов Франции. В считанных часах от спасения.

***
Возвращаясь к началу: так что здесь, в действиях «Бисмарка», легендарного? Что и говорить, молодцы немцы, и воевать умеют, и духом крепки, и корабль у них был великолепный. Но во всех событиях после взрыва «Худа» они уже играли роль жертвы, а это как-то не тянет на легендарность. Точнее, на мемориальном кладбище, наверное, тянет, но на картонной модели в киоске, в России 2000-х годов – нет. Здесь, думается, более уместны герои-победители, а не герои-жертвы. Лётчики, ребята с эсминцев. Среди последних, кстати, был польский «Перун», с польским экипажем. Он первым из флотилии Вайена вступил в бой с «Бисмарком» и стрелял в него из своих стодвадцаток.


«Перун» (Piorun) – эскадренный миноносец «Нерисса» типа N, переданный англичанам воюющим польским морякам

Бывают же действительно легендарные корабли, проведшие легендарные бои. Вон наш парусный 74-пушечный линейный корабль «Азов». В 1827 году во время сражения с турецко-египетским флотом ему пришлось биться с пятью кораблями. Он уничтожил 80-пушечный линейный корабль, три фрегата, в том числе флагман тунисского адмирала, и ещё один корвет, и ещё, в паре с флагманом союзных англичан – флагманский линейный корабль египетского комфлотом.


Эпизод боя «Азова» с турецким фрегатом под флагом Тахир-паши. Картина Айвазовского «Сражение при Наварине»

Или бриг «Меркурий». Со своими 18-ю маленькими пушками попал между двумя турецкими линейными кораблями – трёхдечным 110-пушечным и двухдечным 74-пушечным. И какие это были пушки, не сравнить!

Вот смотрите, чтоб яснее было. Тогда уже сформировалось чёткое деление парусных боевых кораблей. Самыми мощными были линейные – до 5000 тонн водоизмещения, трёхмачтовые, с тремя или двумя пушечными палубами в корпусе и ещё с пушками на палубе. Потом шли фрегаты – до 2000–2500 тонн, тоже три мачты, одна палуба в корпусе и пушки на верхней. Далее – корветы, 800–1500 тонн, опять трёхмачтовые, но пушки уже только на верхней палубе, ну, и калибром пожиже. И лишь потом бриги – настолько маленькие, что мачт всего две, и, конечно, никакой речи о пушках внутри корпуса – только на палубе. Не помню точно, кажется мне, что на «Меркурии» даже 24-фунтовых не было, а только 18-фунтовые и меньше. А на линкорах турок – уж как минимум 36-фунтовые, а скорее и ещё более тяжёлые, поболее 40 фунтов.


Опять Айвазовский. «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями»

Так ведь не сдались! Вступили в бой, маневрированием спасались от попаданий, гасили пожары… Разбили каюту турецкого адмирала, пообломали ему рангоут, и второму кораблю пообломали.

Турки отказались от преследования!!

В Севастополе командиру «Меркурия» поставили памятник. На нём написано:

КАЗАРСКОМУ. ПОТОМСТВУ В ПРИМЕР

Лучше не скажешь. Вот это, действительно, легендарно.



Уверен, в других флотах тоже есть корабли, которые можно назвать легендарными за их боевые заслуги. У тех же немцев есть такие подводники, что вызывают настоящее восхищение, хоть и врагами были. Среди американских тихоокеанских авианосцев наверняка есть такие, которые участвовали во многих ожесточённейших сражениях, бывали жестоко избиты и побеждали; я пока не задавался целью проследить боевой путь наиболее известных американских авианосцев 2-й Мировой. У англичан один эсминец, старый, маленький, уничтожил за войну семь немецких подлодок. Наш «Гремящий» на Северном флоте одну потопил, так ему гвардейский флаг дали. А тут – семь...

***

До сих пор мы говорили о том, что я бы назвал легендарностью событийного, историко-культурного толка. В этой сфере у легендарности можно различить как минимум два уровня. Один, всеобщий, глобальный – это легендарность личностей, событий, свершений, значимых для всего человечества или, скорее, для больших культурных групп внутри человечества. В этом смысле можно говорить «легендарные пирамиды Гизы», или «легендарный Сократ», или «легендарная битва при Марафоне», или «легендарный Нансен и его «Фрам». И в этом смысле, думаю, мы согласимся, что ни сам «Бисмарк», ни его история легендарными не являются. При всём драматизме – один из эпизодов военной истории, каких было много. Да и покруче были. То есть: с высоты мировой истории свершения «Бисмарка» далеко не дотягивают до гордого титула «легендарный».

Другой уровень – локальный: у каждого народа есть свои легендарности, которые для него важны куда больше, чем для остальных. Князь Владимир Красно Солнышко, Евпатий Коловрат, Сергий Радонежский, Минин и Пожарский, Александр Суворов, Валерий Чкалов, Лев Яшин, Сергей Королёв… это всё наши, русские легенды. Храм Василия Блаженного, яйца Фаберже, винтовка Мосина, танк Т-34, «Катюша», балет Большого театра… Взятие Царьграда, Куликовская битва, Измаил, Шипка, миноносец «Стерегущий», Брусиловский прорыв, Первая Конная, ДнепроГЭС, челюскинская эпопея, Сталинград… Не будем говорить о соответствии легенд реальным личностям, событиям, не о том разговор.

А о том разговор, что эти люди, эти творения и свершения имеют великое значение для нас, но не для иных народов. Что англичанам Чкалов? или Громов, или Водопьянов? у них есть свои лётчики-герои. Многие ли из нас знают про «средиземноморский Пёрл-Харбор» 1940 года, когда 19 тех же «Суордфишей», взлетевших, по-моему, с «Илластриеса», разгромили, простите за выражение, к свиньям собачьим итальянский флот в его главной базе Таранто: посадили на дно бухты три линкора и ещё несколько кораблей помельче. Хорошо, глубина была маленькая, и всё равно один из этих линкоров так и не был введён в строй до капитуляции Италии. 19 старых бипланов – и очень неслабый флот, стоящий в отлично защищённой базе! И потеряли только два самолёта. Не сомневаюсь, для британцев это вполне легендарно.

Или «в обратном направлении», когда в следующем году горстка мастеров – подводных диверсантов из 10-й флотилии МАС князя Валерио Боргезе, пользуясь крошечными подводными  аппаратиками, в один день пустила на дно в Александрии два английских линкора, «Куин Элизабет» и «Вэлиант».  Правда, и там глубина была маленькая, но факт остаётся фактом: на некоторое время англичане потеряли чуть ли не все линейные силы Средиземноморского флота. Вот уж точно герои – для Италии.


Ребята из 10-й флотилии МАС

И я думаю, что те англичане, которые более или менее в курсе истории своей страны, не будут очень уж рады, если увидят книжку с названием «Легендарные управляемые торпеды князя Боргезе». Не говорю, что не купят – купят, это ж интересно; но, уверен, заголовок их немного смутит. Как итальянцев смутит заголовок «Легендарный «Суордфиш», убийца итальянских линкоров».

Резюме. Когда используешь слово «легендарный», надо думать о тех, кто будет «потреблять» твоё произведение. Не надо по-гречески писать «легендарный Мухаммед II», это нетактично, потому что Мухаммед II прикончил Византию. Не надо писать по-японски «легендарный В-29 «Энола Гэй», потому это с него бросили бомбу на Хиросиму. Не надо нам писать по-русски «легендарный танкист генерал Манштейн», потому что – да, Манштейн прекрасно знал своё дело, но он давил гусеницами своих Т-III и Т-IV наших бойцов; Манштейн – явно не наша легенда. И англичанам про Роммеля не пишите, и американцам про Ямамото.

Пишите «Легендарный «Бисмарк» по-немецки – в его истории нет ничего от фашизма, а как боевая единица флота они показали себя прекрасно – и корабль, и его экипаж. А нам на книжке с картонными выкройками напишите попроще, например, так: «Корабли Второй мировой войны. Линейный корабль «Бисмарк», Германия».

Ну вот, кажется, я смог сказать, что думаю про возведение «Бисмарка» в звание «легендарного» на основании его свершений. То есть с историко-культурной точки зрения.

Но есть и второй аспект. На него хватит одной части, последней.

Владимир Мейлицев, bwana.ru


Категория: Флот | Просмотров: 4497 | Теги: Энола Гэй, польский «Перун», база Таранто, 10-я флотилия МАС, охота на «Бисмарка», Тахир-паша, кэптен Вайен, бриг Меркурий | Рейтинг: 4.0/1

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Armator на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Похожие материалы:
Всего комментариев: 2
1  
Так ведь германский "Варяг". Кроме того все победы германского флота от начала времен запрещены до конца времен, как пропаганда фашизма.
Кроме того "наглоссаксы" так боялись "Бисмарка" так боялись.... А уж когда он вышел в море, то и вовсе жидкий стул. Поэтому его и разрешено пиарить.

А наши игрушечники помню раньше выпускали лидер "Ташкент", "Червона Украина", "Киров"... Но названия то какие провокационные, неполиткорректные - низя... Да и дети покупающего класса воспитаны в духе восхищения западной культурой. Не будут они покупать линкор "Новороссийск", зато "Джулио Чезаре" с руками оторвут. Ведь Италия - страна курортов, мафиози, романтика... А рашка?

А прибыль теперича важнее Родины.


2  
Очень даже правильно, что германский «Варяг». Я ж и говорю, что для немцев он легендарен, и нормально. Ведь японцы не считают «Варяг» легендой? Наверное, уважают, это да. Но легенды у них другие…

Соображение про пиар «Бисмарка», чтоб обосновать английскую панику, – очень нравится.

Ну, а с остальным – как не согласиться… Хоть Вы и ругаете меня врагом народа… Вот счас пойду на БэдНьюс, отстаивать честь и достоинство.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Армия [45]
Авиация [103]
Флот [82]
Стрелковое оружие [19]
Бронетехника [61]
Ракеты [45]
Космос [1]
ПВО [25]
Беспилотники [11]
Кибервойна [15]
Разное [79]
Новости сайта [5]
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Штуковина
Copyright WAR.NEW © 2017 Хостинг от uCoz