Главная » 2010 » Ноябрь » 28 » Легенда ли «Бисмарк» и что есть легенда. Продолжение-2
16:12
Легенда ли «Бисмарк» и что есть легенда. Продолжение-2
Вряд ли на этом снимке «Родней» стреляет по «Бисмарку»…
Мы остановились на том, что торпедоносцам с «Арк Рояла» удалось затормозить отступательный порыв «Бисмарка». Они засадили в него три торпеды, повредили линию вала, заклинили один из двух рулей, и в результате ход линкора снизился до 14 узлов.
«Кинг Джордж V» и «Родней» готовились к решающему удару…
А пока они готовились, в дело вступила ещё одна боевая группа – пятёрка эсминцев, тоже вызванная на травлю «Бисмарка» из состава одного из конвоев, на этот раз – идущего на Ближний Восток. Командовал ими лихой моряк коммандер Вайен (в некоторых источниках встречается информация, что Вайен в это время был уже кэптеном). Эти эсминцы в течение ночи провели несколько торпедных атак, они даже вступали в перестрелку с «Бисмарком» – со своими-то 120-мм пушками! А почему не пострелять, если всё равно подошёл близко? А не подойти нельзя, торпедой с 10 миль не попадёшь.
Эсминец «Коссак» – флагман Вайена
И опять я говорю: представляете? У «Бисмарка» на борт могут стрелять восемь 380-мм орудий главного калибра, а ещё – шесть 152-мм и восемь 105-мм. Вес его бортового залпа – семь-восемь тонн. А эсминец – в ширину нет и 15 метров, жестянка с обшивкой толщиной в несколько миллиметров.
Однажды в Первую мировую на Балтике в наш эсминец «Гром» (1200 т водоизмещения) попал 305-мм снаряд с германского дредноута. Так он пробил борт, перебил паро- и водопроводы этого борта, сокрушил что-то там ещё, потом надругался над трубопроводами противоположного борта, пробил этот противоположный и лишь потом, в воде, взорвался. Видно, был он бронебойный, взрыватель установлен с большим замедлением. А был бы фугасный…
Я думаю, на «Бисмарке» фугасные снаряды были. Они вообще-то стандартно входят в корабельный боекомплект. А «жестянки» подходили к нему до 3,6 км (4000 ярдов). На этом расстоянии немец мог их достать даже из зенитных 37-мм автоматов.
Но на эсминцах воюют герои. Они засадили в «Бисмарк» ещё две торпеды. Теперь линкор мог плестись лишь на 7 узлах.
В общем, как принято говорить в русских былинах, тут ему и славу поют. С утречка подошли к «Бисмарку» «Кинг» с «Роднеем». Лютьенс принял бой. Бился до израсходования боезапаса и проиграл. «Бисмарк» затонул. Затонул в 400 милях от берегов Франции. В считанных часах от спасения.
***
Возвращаясь к началу: так что здесь, в действиях «Бисмарка», легендарного? Что и говорить, молодцы немцы, и воевать умеют, и духом крепки, и корабль у них был великолепный. Но во всех событиях после взрыва «Худа» они уже играли роль жертвы, а это как-то не тянет на легендарность. Точнее, на мемориальном кладбище, наверное, тянет, но на картонной модели в киоске, в России 2000-х годов – нет. Здесь, думается, более уместны герои-победители, а не герои-жертвы. Лётчики, ребята с эсминцев. Среди последних, кстати, был польский «Перун», с польским экипажем. Он первым из флотилии Вайена вступил в бой с «Бисмарком» и стрелял в него из своих стодвадцаток.
«Перун» (Piorun) – эскадренный миноносец «Нерисса» типа N, переданный англичанам воюющим польским морякам
Бывают же действительно легендарные корабли, проведшие легендарные бои. Вон наш парусный 74-пушечный линейный корабль «Азов». В 1827 году во время сражения с турецко-египетским флотом ему пришлось биться с пятью кораблями. Он уничтожил 80-пушечный линейный корабль, три фрегата, в том числе флагман тунисского адмирала, и ещё один корвет, и ещё, в паре с флагманом союзных англичан – флагманский линейный корабль египетского комфлотом.
Эпизод боя «Азова» с турецким фрегатом под флагом Тахир-паши. Картина Айвазовского «Сражение при Наварине»
Или бриг «Меркурий». Со своими 18-ю маленькими пушками попал между двумя турецкими линейными кораблями – трёхдечным 110-пушечным и двухдечным 74-пушечным. И какие это были пушки, не сравнить!
Вот смотрите, чтоб яснее было. Тогда уже сформировалось чёткое деление парусных боевых кораблей. Самыми мощными были линейные – до 5000 тонн водоизмещения, трёхмачтовые, с тремя или двумя пушечными палубами в корпусе и ещё с пушками на палубе. Потом шли фрегаты – до 2000–2500 тонн, тоже три мачты, одна палуба в корпусе и пушки на верхней. Далее – корветы, 800–1500 тонн, опять трёхмачтовые, но пушки уже только на верхней палубе, ну, и калибром пожиже. И лишь потом бриги – настолько маленькие, что мачт всего две, и, конечно, никакой речи о пушках внутри корпуса – только на палубе. Не помню точно, кажется мне, что на «Меркурии» даже 24-фунтовых не было, а только 18-фунтовые и меньше. А на линкорах турок – уж как минимум 36-фунтовые, а скорее и ещё более тяжёлые, поболее 40 фунтов.
Опять Айвазовский. «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями»
Так ведь не сдались! Вступили в бой, маневрированием спасались от попаданий, гасили пожары… Разбили каюту турецкого адмирала, пообломали ему рангоут, и второму кораблю пообломали.
Турки отказались от преследования!!
В Севастополе командиру «Меркурия» поставили памятник. На нём написано:
КАЗАРСКОМУ. ПОТОМСТВУ В ПРИМЕР
Лучше не скажешь. Вот это, действительно, легендарно.
Уверен, в других флотах тоже есть корабли, которые можно назвать легендарными за их боевые заслуги. У тех же немцев есть такие подводники, что вызывают настоящее восхищение, хоть и врагами были. Среди американских тихоокеанских авианосцев наверняка есть такие, которые участвовали во многих ожесточённейших сражениях, бывали жестоко избиты и побеждали; я пока не задавался целью проследить боевой путь наиболее известных американских авианосцев 2-й Мировой. У англичан один эсминец, старый, маленький, уничтожил за войну семь немецких подлодок. Наш «Гремящий» на Северном флоте одну потопил, так ему гвардейский флаг дали. А тут – семь...
***
До сих пор мы говорили о том, что я бы назвал легендарностью событийного, историко-культурного толка. В этой сфере у легендарности можно различить как минимум два уровня. Один, всеобщий, глобальный – это легендарность личностей, событий, свершений, значимых для всего человечества или, скорее, для больших культурных групп внутри человечества. В этом смысле можно говорить «легендарные пирамиды Гизы», или «легендарный Сократ», или «легендарная битва при Марафоне», или «легендарный Нансен и его «Фрам». И в этом смысле, думаю, мы согласимся, что ни сам «Бисмарк», ни его история легендарными не являются. При всём драматизме – один из эпизодов военной истории, каких было много. Да и покруче были. То есть: с высоты мировой истории свершения «Бисмарка» далеко не дотягивают до гордого титула «легендарный».
Другой уровень – локальный: у каждого народа есть свои легендарности, которые для него важны куда больше, чем для остальных. Князь Владимир Красно Солнышко, Евпатий Коловрат, Сергий Радонежский, Минин и Пожарский, Александр Суворов, Валерий Чкалов, Лев Яшин, Сергей Королёв… это всё наши, русские легенды. Храм Василия Блаженного, яйца Фаберже, винтовка Мосина, танк Т-34, «Катюша», балет Большого театра… Взятие Царьграда, Куликовская битва, Измаил, Шипка, миноносец «Стерегущий», Брусиловский прорыв, Первая Конная, ДнепроГЭС, челюскинская эпопея, Сталинград… Не будем говорить о соответствии легенд реальным личностям, событиям, не о том разговор.
А о том разговор, что эти люди, эти творения и свершения имеют великое значение для нас, но не для иных народов. Что англичанам Чкалов? или Громов, или Водопьянов? у них есть свои лётчики-герои. Многие ли из нас знают про «средиземноморский Пёрл-Харбор» 1940 года, когда 19 тех же «Суордфишей», взлетевших, по-моему, с «Илластриеса», разгромили, простите за выражение, к свиньям собачьим итальянский флот в его главной базе Таранто: посадили на дно бухты три линкора и ещё несколько кораблей помельче. Хорошо, глубина была маленькая, и всё равно один из этих линкоров так и не был введён в строй до капитуляции Италии. 19 старых бипланов – и очень неслабый флот, стоящий в отлично защищённой базе! И потеряли только два самолёта. Не сомневаюсь, для британцев это вполне легендарно.
Или «в обратном направлении», когда в следующем году горстка мастеров – подводных диверсантов из 10-й флотилии МАС князя Валерио Боргезе, пользуясь крошечными подводными аппаратиками, в один день пустила на дно в Александрии два английских линкора, «Куин Элизабет» и «Вэлиант». Правда, и там глубина была маленькая, но факт остаётся фактом: на некоторое время англичане потеряли чуть ли не все линейные силы Средиземноморского флота. Вот уж точно герои – для Италии.
Ребята из 10-й флотилии МАС
И я думаю, что те англичане, которые более или менее в курсе истории своей страны, не будут очень уж рады, если увидят книжку с названием «Легендарные управляемые торпеды князя Боргезе». Не говорю, что не купят – купят, это ж интересно; но, уверен, заголовок их немного смутит. Как итальянцев смутит заголовок «Легендарный «Суордфиш», убийца итальянских линкоров».
Резюме. Когда используешь слово «легендарный», надо думать о тех, кто будет «потреблять» твоё произведение. Не надо по-гречески писать «легендарный Мухаммед II», это нетактично, потому что Мухаммед II прикончил Византию. Не надо писать по-японски «легендарный В-29 «Энола Гэй», потому это с него бросили бомбу на Хиросиму. Не надо нам писать по-русски «легендарный танкист генерал Манштейн», потому что – да, Манштейн прекрасно знал своё дело, но он давил гусеницами своих Т-III и Т-IV наших бойцов; Манштейн – явно не наша легенда. И англичанам про Роммеля не пишите, и американцам про Ямамото.
Пишите «Легендарный «Бисмарк» по-немецки – в его истории нет ничего от фашизма, а как боевая единица флота они показали себя прекрасно – и корабль, и его экипаж. А нам на книжке с картонными выкройками напишите попроще, например, так: «Корабли Второй мировой войны. Линейный корабль «Бисмарк», Германия».
Ну вот, кажется, я смог сказать, что думаю про возведение «Бисмарка» в звание «легендарного» на основании его свершений. То есть с историко-культурной точки зрения.
Но есть и второй аспект. На него хватит одной части, последней.
Категория: Флот | Просмотров: 4321 | Теги: Энола Гэй, польский «Перун», база Таранто, 10-я флотилия МАС, охота на «Бисмарка», Тахир-паша, кэптен Вайен, бриг Меркурий | Рейтинг: 4.0/1
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Armator на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Так ведь германский "Варяг". Кроме того все победы германского флота от начала времен запрещены до конца времен, как пропаганда фашизма.
Кроме того "наглоссаксы" так боялись "Бисмарка" так боялись.... А уж когда он вышел в море, то и вовсе жидкий стул. Поэтому его и разрешено пиарить.
А наши игрушечники помню раньше выпускали лидер "Ташкент", "Червона Украина", "Киров"... Но названия то какие провокационные, неполиткорректные - низя... Да и дети покупающего класса воспитаны в духе восхищения западной культурой. Не будут они покупать линкор "Новороссийск", зато "Джулио Чезаре" с руками оторвут. Ведь Италия - страна курортов, мафиози, романтика... А рашка?
Очень даже правильно, что германский «Варяг». Я ж и говорю, что для немцев он легендарен, и нормально. Ведь японцы не считают «Варяг» легендой? Наверное, уважают, это да. Но легенды у них другие…
Соображение про пиар «Бисмарка», чтоб обосновать английскую панику, – очень нравится.
Ну, а с остальным – как не согласиться… Хоть Вы и ругаете меня врагом народа… Вот счас пойду на БэдНьюс, отстаивать честь и достоинство.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]