Вторник, 09.04.2019, 18:06 Приветствую Вас Гость

МАШИНА ВОЙНЫ

Меню сайта

MLn:

Форма входа

Старая форма входа
'); _uPostForm('frmLg549683', {type:'POST', url:'/index/sub/', error:function() { $('#blk549683').html('
'); _uWnd.alert('
Невозможно выполнить запрос, попробуйте позже
', '', {w:250, h:90, tm:3000, pad:'15px'} ); setTimeout("$('#blk549683').css('display', 'none');", '1500'); }}); }
E-mail:[]
Пароль:
Забыл пароль | Регистрация
Архив записей

MLs:

Поиск

SP:

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

LF:

Главная » 2010 » Ноябрь » 18 » Морская мощь государства (продолжение)
15:03
Морская мощь государства (продолжение)


Адмирал Сергей Горшков: Морская мощь государства (продолжение)

Исходя из специфических особенностей флота как военного фактора, который использовался и в мирное время для демонстрации экономического и военного могущества государства за его пределами, и того, что из всех видов вооруженных сил флот в наибольшей степени способен оперативно обеспечивать государствен­ные интересы страны за ее рубежами, на наш взгляд, необходимо рассмотрение вопросов, связанных с этой его спецификой.

В настоящем труде показаны флоты в войнах прошло­го, их роль в становлении и развитии государств. Однако автор не ставил цели дать всеобъемлющую картину раз­вития военно-морских сил и способов их действий. Это сделано лишь в той мере, чтобы показать рост значения флотов, подтвердить развитие закономерностей, зародив­шихся в прошлом. На основе анализа современной рас­становки сил на мировой арене и оценки соотношения сил в условиях угрозы развязывания империалистами всеобщей ядерной войны автор стремился показать необ­ходимость наличия могущественного Военно-Морского Флота в составе Вооруженных Сил нашего государства, который был бы в состоянии отразить угрозу, создавае­мую империалистическими государствами нашей стране с морских и океанских направлений.

Особое внимание в труде уделяется послевоенному развитию военно-морских флотов и новым концеп­циям в их использовании, уточнению их роли и задач в современных условиях и в ближайшем будущем.

В книге показано, что в развитии флотов многих стран в послевоенное время особое место занимает всестороннее совершенствование подводных сил. В, этом теперь весьма разнообразном роде сил флота ведущее значение имеют подводные ракетно-ядерные системы стратегического назначения. В то же время возрастает значение и атом­ных подводных лодок многоцелевого назначения как универсальной силы флота, предназначенной для реше­ния широкого круга задач в борьбе на море.

Закономерно, что рост значения подводных сил вы­зывает необходимость интенсивного развития противо­лодочных сил флотов, поэтому рассмотрены тенденции их развития.

В работе показано также место надводных кораблей в составе современных флотов исходя из того положения, что научно-технические достижения оказали существен­ное влияние на взгляды о их роли и боевой устойчивости. Наряду с совершенствованием отдельных существовав­ших ранее классов кораблей, например авианосцев и десантных кораблей, появились качественно новые - противолодочные, в том числе вертолетоносные, ракетные корабли, а также корабли с динамическими принципами поддержания - на подводных крыльях и воздушной по­душке.

Значительное внимание уделено такому важному эле­менту боевого могущества любого современного флота, как морская авиация. Показана тенденция широкого внедрения авиационного вооружения на надводные ко­рабли различных классов в связи с созданием самолетов с укороченным или вертикальным взлетом и посадкой.

РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА МОРСКУЮ МОЩЬ ГОСУДАРСТВА

Сущность морской мощи государства, как нам представляется, составляет степень возможности наиболее эффективно использовать Мировой океан, или, как иногда говорят, гидросферу Земли, в интересах государства в целом.

В понятие морской мощи государства в качестве основных компонентов мы включаем возможности государства в изучении (исследовании) океана и освоении его богатств, состояние транспортного и промыслового флотов и способность их обеспечивать потребности государства, а также наличие соответствующего интересам этого государства военно-морского флота, поскольку в мире существуют антагонистические социальные системы. Разумеется, характер использования океана и степень развития вышеуказанных компонентов в конечном счете определяются достигнутым уровнем экономического и социального развития государства и его политикой.

Для Советского Союза, главную цель политики которого составляет строительство коммунизма и неуклонное повышение благосостояния его созидателей, морская мощь выступает в качестве одного из важных факторов укрепления его экономики, ускорителя научного и технического развития, упрочения экономических, политических, культурных и научных связей советского народа с дружественными ему народами и странами.

Материальным выражением той стороны морской мощи государства, которая связана с экономикой страны, являются транспортный, промысловый и научно-исследовательский флоты, наука об океане, обеспечивающая изучение и эксплуатацию его богатств, различные отрасли промышленности, добывающей и перерабатывающей дары океана, а также кадры ученых, конструкторов, инженеров и техников, славная армия моряков с ее многообразными, сложными и почетными специальностями. В то же время, морская мощь, естественно, вместе с другими компонентами включает и способность наших Вооруженных Сил защитить страну от угрозы нападения с океанов. Эта сторона морской мощи приобретает тем большее значение, чем больше возрастает степень военной угрозы нашей безопасности.

Материальным выражением этой стороны морской мощи, характеризующим реальную способность нашей страны отразить агрессию с океанов, является постоянно развивающийся и совершенствующийся советский Военно-Морской Флот, призванный в едином строю наших доблестных Вооруженных Сил гарантированно обеспечивать строительство коммунизма, решительно пресекая любые попытки агрессоров посягнуть на великие завоевания трудящихся.

Это никоим образом не означает, что морская мощь страны зависит только от реальной боевой мощи Военно-Морского Флота. Ее следует рассматривать прежде всего как способность государства все ресурсы и возможности, которыми располагает океан, поставить на службу человека и полностью использовать для развития экономики, состоянием которой в конечном счете определяются все стороны жизни нашей страны, в том числе и ее обороноспособность. В этом плане понятие морской мощи в какой-то степени идентифицируется с понятием экономической мощи государства. В соответствии с этим морская мощь может рассматриваться как составная часть экономической мощи. Так же как последняя определяет собой военную мощь, так и морская мощь, будучи опосредствована экономикой государства и оказывая на нее влияние, несет в себе экономическое и военное начало.

Обстоятельства, которые вынуждают нас включить в понятие морской мощи государства предпосылки военного характера, обусловлены причинами международного плана, прежде всего существованием империализма, распространившего свои захватнические устремления и на гидросферу. Поэтому до тех пор, пока существует империализм, включение военного компонента в понятие морской мощи государства является насущной необходимостью. Именно в этих условиях Военно-Морской Флот следует рассматривать как один из важнейших компонентов морской мощи, служащий надежной гарантией безопасности нашей страны, важным средством обеспечения ее интересов на море.

Империалистические государства используют свою морскую мощь прежде всего как орудие агрессивной политики для порабощения и закабаления стран и народов, как средство обострения международной обстановки и развязывания войн и военных конфликтов в различных районах мира. Военные теоретики и идеологи империализма, например в США, видят в морской мощи не только важнейшее средство угрозы социализму, но и силу, способную держать в повиновении своих союзников по агрессивным военным блокам, обеспечивать в этих блоках свое доминирующее положение и господствующее влияние американских монополий.

Таким образом, коренное различие в понимании морской мощи Советским Союзом и империалистическими державами вытекает из их классовой сущности. Оно и определяет цели, задачи и способы применения различных компонентов морской мощи, и прежде всего военных флотов, которым в империалистических государствах отводится роль одного из основных орудий завоевания мирового господства. Этим объясняется и то обстоятельство, что в концепции морской мощи империалистических государств все в большей степени превалируют военные ее аспекты, которым подчиняются и которые обслуживают все другие ее стороны.

По существу, понятие морской мощи государства ими отождествляется с такой категорией, как военно-морская мощь или военно-морские силы. Более того, этим понятием нередко стараются подменить и военную мощь, подчеркивая тем самым свои намерения продолжать концентрировать в сфере действий своих флотов основные стратегические, прежде всего ракетно-ядерные, возможности вооруженных сил. Западные стратеги нередко придают морской мощи неоправданно гипертрофированное значение. Ее состоянием и соотношением с мощью других стран пытаются объяснить многие события в мире и даже развитие истории целых народов и стран, как это в свое время делали американские военно-морские теоретики. Их нынешние последователи, пытаясь с позиций «морской мощи», «морской силы», «военно-морской мощи» объяснить те сложнейшие события и процессы, которые происходят на мировой арене, неизбежно приходят к надуманному выводу о необходимости дальнейшего форсирования гонки морских вооружений.

В наращивании, морской мощи империалисты видят пути дальнейшего закабаления народов, заполнения так называемого вакуума силы в определенных районах мира, вызванного развалом всей колониальной системы и появлением на ее обломках все большего числа независимых государств, вставших на путь самостоятельного развития. Эти государства рассматриваются идеологами морской мощи империализма как хорошая приманка для их агрессивных устремлений, «заполучить» которую можно, как они цинично утверждают, прежде всего с помощью военно-морских сил.

Такие «идеологические» обоснования широко подкрепляются силой оружия, свидетельством этого являются более тридцати войн и конфликтов, развязанных империалистическими кругами различных стран после окончания второй мировой войны, в которых участвовали военно-морские флоты. Они неизменно выполняли роль «длинной дубинки», с помощью которой беспощадно подавлялось национально-освободительное движение в странах, избранных империалистами в качестве жертв своей агрессии.

Необходимость наращивания морской мощи империалистическими государствами обосновывается и таким обстоятельством, как большое число обязательств этих стран по «защите демократий и антикоммунистических режимов» в различных районах мира. Используя старые методы колониальной политики - террор и шантаж, интервенцию, экономический и политический диктат, империалистические державы все чаще прибегают к новым формам колониальной экспансии, маскируя их так называемой помощью и поддержкой. Как осуществлялись пресловутые «помощь» и «поддержка», читателю достаточно хорошо известно на примерах Кореи и Вьетнама, Греции и Панамы и многих других стран.

К аргументам, которыми пытаются оправдать наращивание военного компонента морской мощи, относятся и огромные масштабы американского большого бизнеса, участвующего в экономике заокеанских стран, и быстрый рост американской морской торговли, ежегодный объем которой превышает 400 млн. т. Здесь военно-морскому флоту отводится роль гаранта экономической экспансии американских монополий, роль пособника ограбления народов многих стран, оказавшихся зависимыми от США в экономической, политической и в военной областях.

Явно ставя с ног на голову все процессы мирового социального развития, новоявленные поборники морской силы договариваются до того, что признают морскую мощь доминирующим фактором в создании нового типа «регионализма», т. е. экономических группировок стран, решающую роль в экономике которых якобы играет использование в морской торговле гигантских судов. Тут же приводятся «доводы» для обоснования необходимости защищать перевозки на этих судах силой оружия флотов. Подобных «обоснований» сущности и содержания морской мощи немало, и одно только перечисление их утомило бы читателя.

Мы указали лишь некоторые, получившие наибольшее распространение концепции морской мощи, определенным образом связанные с вопросами политики и экономики, использующиеся преимущественно в пропагандист­ских целях, предназначение которых скрыть сущность агрессивных устремлений империализма. Идеологи империализма прибегают к нарочито туманной фразеологии для того, чтобы маскировать неблаговидные стороны своей агрессивной политики, именно те, которые они считают более предпочтительным прятать от посторонних глаз, чем выставлять для всеобщего обозрения.

Но наряду с этими существуют и откровенно милитаристские концепции, которые с циничной откровенностью обнажают то, что прячут другие. Они выражают мнение заправил военно-промышленного комплекса, весь смысл существования которых заключается в разжигании военной истерии и выколачивании все новых и новых ассигнований для интенсификации гонки вооружений, составляющей главную статью их доходов и наживы. Морская мощь, по их утверждению, больше не ограничивается огромными пространствами океанов, она вторгается теперь и на массивы континентов, пополняя и даже заменяя военную мощь, уровень которой определяется прежде всего способностью поражать ядерными ударами наземные объекты, расположенные в глубине территории противника в любом районе земного шара. В связи с этим морская мощь все в большей степени выступает в качестве стимулятора неоднократных «решительных» пересмотров существующих стратегий ведения войны.

В наши дни происходит новая переориентация вооруженных сил США на то, что основные задачи в войне неизбежно должны решаться путем нанесения мощных ударов с моря тремя основными элементами военно-морских сил: баллистическими ракетами атомных подводных лодок, авианосной авиацией и силами морской пехоты. Причем разрушительная сила ядерных ударов рассматривается как новое, дополнительное измерение морской мощи, применяемой в действиях флота против берега. Этому способствует широкое применение подводных лодок с атомной энергетикой, благодаря которой уменьшилась традиционная зависимость флотов от расположения стратегических позиций на океанских и морских театрах, от «географии» их базирования и появилась возможность расширить сферу агрессивных устремлений на новые районы Мирового океана.

Но не только это привлекает взоры идеологов военно-промышленного комплекса к военно-морской мощи. «Территория США, - писал один из них - адмирал К. Риккетс, - оказалась бы в весьма опасном положении, если бы она была единственной базой использования современного оружия. Всю мощь своего оружия противник напра­вил бы в этом случае против территории США. Военно-морские силы с честью обеспечивают блестящие альтернативные возможности. Они позволяют нам использовать океаны в качестве баз для систем оружия, в то время как территория противника остается объектом, находящимся под прицелом этих систем. Преимуществами систем военно-морского оружия сможет воспользоваться только та страна, которая осознает и научится реализовать замечательные качества морей и океанов» (USNIP, 1963, № 1, р. 33-39).

Здесь, как видим, морскую мощь выставляют в качестве средства, способного отвести угрозу возмездия куда-нибудь подальше в океан от тех, кто готовит ядерную агрессию против человечества.

К факторам, способствующим наращиванию морской мощи, относятся и другие достижения научно-технического прогресса, в частности такое, как искусственные спутники Земли, используемые империалистической военщиной уже сейчас для целей разведки, связи и навигации. Как и многие другие достижения науки и техники, будучи поставленными на службу империализму, они рассматриваются лишь через призму их использования в военных целях, особенно для наращивания ударной силы флотов.

Краткое рассмотрение имеющих хождение за рубежом концепций морской мощи позволяет прийти к выводу об их узкой, утилитарной направленности, об их подчиненном положении в подготовке к войне. Морская мощь по этим концепциям определяется новыми измерениями разрушительной силы морского оружия, все большим удешевлением дальних воинских перевозок, распространением воздействия морского оружия на массивы континентов, широкими международными обязательствами и агрессивными союзами морских государств, а также контролем над морями в определенных районах, где обладающие превосходством силы могут быть введены в действие фактически в любой момент.

«Если все аспекты морской мощи привести в связь с собственными интересами США... - утверждал министр ВМС США П. Игнатус, - то следует отметить, что для обеспечения поддержки военных операций с целью сохранения гибкости самостоятельных действий необходимо иметь крупный и современный торговый флот, плавающий под американским флагом. Без сильного торгового флота ряд самостоятельных вариантов военных решений может быть упущен. Имея превосходство в технических достижениях по использованию океанов, США должны открывать новые области для расширения американского влияния в международном масштабе. Эта ведущая роль в исследовании океанов может оказаться очень важной для будущего развития морской мощи США, тесно связанной с их национальной экономикой. Аналогичным образом, превосходство в вопросах океанографии поможет США сохранить свою роль лидера в научном мире, а также пожинать плоды практических выгод от сопутствующих результатов, которые очень часто не могут быть предсказаны заранее. Престиж в международном мире является важным не только для зарубежных покупателей американской продукции, но и для международных отношений США, опирающихся на свою морскую мощь» (USNIP, 1970, № 4, р. 26-31).

Аналогичные примеры, показывающие агрессивную сущность морской мощи империалистических государств, ее реакционное содержание, можно было бы привести и применительно к другим сторонам их внешней политики, ориентирующейся в своей основе на пресловутую «позицию силы». Однако и примеров, приведенных выше, достаточно для того, чтобы понять истинное предназначение морской мощи империалистических государств, используемой ими в мирное время прежде всего в качества главного атрибута «дипломатии канонерок», а в военное - как важнейшее средство большой стратегии, главное содержание которой все в возрастающей степени поглощается океанской стратегией.

Продолжение следует...

Печатается по www.rus-obr.ru/library/5787

Категория: Флот | Просмотров: 4136 | Теги: Адмирал Сергей Горшков, США, СССР, ядерные силы, флот России, Морская мощь государства | Рейтинг: 4.0/1

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем bbird на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Армия [45]
Авиация [103]
Флот [82]
Стрелковое оружие [19]
Бронетехника [61]
Ракеты [45]
Космос [1]
ПВО [25]
Беспилотники [11]
Кибервойна [15]
Разное [79]
Новости сайта [5]
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
Штуковина
Copyright WAR.NEW © 2019 Хостинг от uCoz